Правый глаз больше левого о чем говорит – Лицо — зеркало судьбы, поэтому вторую половину надо искать по форме подбородка. — Психология — Каталог статей

Содержание

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПО ГЛАЗАМ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ТЕБЕ

Можно определить, глядя на женщину, состояние ее ума, состояние ее разума? Нет. Мужчина смотрит на женщину, молодую девушку допустим, очень красивую. Сможет он определить много у нее ума, разума и так далее, какие ее качества характера? Нет. Почему? Потому что его ум входит в состояние наслаждения и он забывает об анализе, об изучении, он забывает обо всем и хочет просто наслаждаться. И он автоматически принимает, что у этой девушки все нормально, у нее есть и разум и там хорошие качества характера, все.

Таким образом, если мужчина решает изучать по глазам ум другого человека, ему надо смотреть на мужчину, а не на женщину. Особенно ему надо стараться смотреть может быть и на женщин, но не на молодых. Понимаете? Потому что некоторые мужчины, начиная, изучать как бы тему по глазам, как определить качества характера, они делают вывод, что на самом деле самый хороший характер в основном у девушек и лучший… самый лучший характер — у молодых девушек. А если она очень симпатично улыбается, то это самый лучший характер уже у нее. Это неправильный стиль изучения. Понимаете? Ума. Изучать ум нужно совершенно не предвзято.

Итак, мы сейчас с вами как бы азбуку изучения ума начнем изучать.

Левый глаз связан с женской природой, связан с умом, вернее с мыслями человека и с его эмоциями. Если человек эмоциональный, он много думает, у него левый глаз больше, чем правый. У всех женщин в основном левый глаз больше, чем правый. Если они имеют женственность в своем характере.

Правый глаз — это… мужское начало имеет, связан с Солнцем. Он больше обычно у мужчин, чем левый. И связан с волей и желанием. У мужчины в правом полушарии больше психической энергии в уме, чем у женщины. У женщины же психической энергии больше в левом полушарии, чем у мужчины. Поэтому мужчина не может защититься от женщины, а женщина не может защититься от мужчины.

На что влияет женщина, глядя на мужчину? Она влияет ему на правое полушарие своим левым полушарием. Она смотрит ему левым глазом в правый глаз и поражает его волю. Поэтому как бы мужчина первым поддается дрессировке. Сначала поддается дрессировке мужчина, сначала стекает крыша у него, потом у женщины уже постепенно как бы она начинает вовлекаться в этот процесс взаимоотношений. Сначала мужчина тает. Почему? Потому что у него поражается воля, у женщины же поражается ум, воля остается с ней. Но мысли ее начинают крутиться в другую сторону. Она чувствует, что ее мысли пошли куда-то в другую сторону, однако же, это не значит, что она себя не контролирует, она себя контролирует.

У мужчины мысли идут своим чередом, однако же, он перестает себя контролировать. У него поражается воля. Таким образом правое полушарие связано с мужской природой, левое полушарие связано с женской природой.

В наружном крае левого глаза находятся мысли человека. Если вы хотите определить мысли как бы по отношению к вам хорошие или плохие, надо настроиться с любовью к этому человеку, только так, с любовью настроиться и посмотреть ему в левый глаз. Если вы увидите в левом глазу напряженность такую, недоверчивость, значит мысли по отношению к тебе плохие. Если вы увидите гармонию, значит мысли хорошие.

Если вы посмотрите во внутренний край левого глаза, то там вы можете увидеть, даже несмотря на хорошие мысли можете увидеть сильную напряженность. Это значит, что у человека сегодня плохое настроение. Планеты на него так действуют, что ему трудно иметь хорошее настроение. Однако же мысли его хорошие. Наружный край левого глаза доверительно настроен, внутренний напряжен.

Таким образом не надо заранее своего близкого человека обвинять в том, что он плохо к тебе относится. Надо сначала изучить глаза, посмотреть откуда этот негативизм идет, с какой стороны. А потом уже строить свои обвинения. Потому что мы часто ошибаемся. Нам кажется, что он плохо ко мне относится, а он просто устал или у него плохое настроение сегодня. Понимаете?

Правый глаз, наружная часть связана с непосредственным волевым желанием. Когда девушка хочет определить хочет ее взять замуж молодой человек или нет, должна смотреть в наружный край правого глаза. Там находится воля. Если она видит, что воля подчинена, как вот зайчик такая воля у мужчины… такая вот очень. Вы увидите такую волю, вот я вам показываю. Это значит, что скоро сделает предложение. Вот.

Однако же, если вы хотите посмотреть какой он будет в жизни, будет бить или нет потом когда уже женитесь… женится, вы должны посмотреть во внутренний край правого глаза. Вот здесь находится уже как бы волевой тонус мужчины. Если он агрессивен, как бы там… там вот такой вот сусличек такой очень смиренный здесь снаружи, а изнутри в глазу — это значит, что он устроит вам кузькину маму потом попозже, когда вы выйдите замуж.

Таким образом как бы мужчина изучает. Тоже самое женщина изучает… мужчина тоже изучает. Он смотрит девушка… как бы наружный край очень такой смиренный здесь, готова выйти замуж. И все. Очень смиренна здесь, послушна очень. А внутри он видит, что вот здесь внутренний край левого глаза… там идет какая-то агрессия или обида. Это значит, что она будет права качать всю жизнь потом. Если есть гармония и по внутреннему и по наружному краю глаза левого, значит мужчина делает вывод, что женщина скорее всего… девушка ему подходит по уму, с ней будет гармония в жизни. Если нет такого, значит могут быть проблемы какие-то. Девушка смотрит по правому глазу.

Как определить здоровый организм, крепкий или нет? Это определяется по нижнему веку. Если нижнее веко очень дряблое такое, как бы оно такое слабенькое. Это значит, что… в левом глазу допустим, это значит с левой стороны болезни есть у человека. Если нижнее веко в правом глазу дрябленькое слабое, это значит что у человека есть с правой стороны болезни.

По верхнему веку определяется энтузиазм человека или сила разума. Если верхнее веко очень изогнутое такое, сильное, это значит, что очень оптимистичная личность, способная преодолевать свою плохую карму. Если верхнее веко такое слабенькое, оно такое висит, очень слабая сила, это значит, что человек недостаточно волевой, ему трудно преодолеть свою карму плохую.

О.Торсунов

Лекция Олега Геннадьевича Торсунова «Пять чувств и их связь с болезнями». Часть 3 — Знание

Записано с аудиолекции
Другие части: Слух, Тактильная чувствительность, Чувство вкуса, Обоняние

«Человек замечает в других только то, что сталкивается с ним. Если человек в своём уме имеет это качество характера, то оно диагностируется таким образом: ты смотришь на окружающий мир, если ты видишь похожее у другого человека, то сразу же внутри, в этом качестве характера возникает боль, возбуждение. Он бьёт по сердцу в этом направлении.»

«Есть два типа проявления характера у человека. Первый – человек выпускает свой характер наружу, второй тип проявления характера – он уничтожает этой чертой характера свой организм, своё здоровье. Бывает, и то, и другое проявляется одновременно.»

Следующее чувство – это чувство зрения. Оно связано с умом. Если вы смотрите в глаза человека, вы можете увидеть состояние ума. Когда мужчина смотрит в глаза женщины, он определяет, есть счастье от этого взгляда на неё или нет. Это означает всего лишь взаимодействие двух психических энергий. И всё. Можно определить, глядя на женщину, состояние её ума, её разума? Нет… Мужчина смотрит на женщину, на молодую девушку, очень красивую. Может он определить много у неё ума, разума и так далее, какие её качества характера? Почему? Потому что его ум входит в состояние наслаждения, и он забывает об анализе, об изучении. Забывает обо всём, ему просто хочется наслаждаться, он автоматически принимает, что у этой девушки всё нормально: у неё есть и разум, и хорошие качества характера – всё. Таким образом, если мужчина решает изучать по глазам ум другого человека, ему надо посмотреть на мужчину, а не на женщину. Особенно ему надо стараться смотреть может и на женщину, но не на ? Понимаете? Некоторые мужчины после лекции начинают изучать тему «как определить качества характера по глазам». Они делают вывод, что самый хороший характер в основном у девушек, и самый лучший характер у молодых девушек. А если она очень симпатичная, улыбается, то это самый лучший характер уже. Но это неправильный стиль изучения ума. Изучать ум нужно совершенно непредвзято.

Итак, мы начнём изучать азбуку изучения ума. Левый глаз связан с женской природой, связан с мыслями человека и с его эмоциями. Левый глаз. Если человек эмоциональный, много думает, у него левый глаз больше, чем правый. У всех женщин в основном левый глаз больше, чем правый. Если они имеют женственность в своём характере. Правый глаз – это мужское начало, связан с солнцем. Он больше обычно у мужчин, чем левый. И связан с волей и желанием. У мужчины в правом полушарии больше психической энергии, чем у женщины. У женщины же психической энергии больше в левом полушарии, чем у мужчины. Поэтому мужчина не может защититься от женщины, а женщина не может защититься от мужчины. На что влияет женщина, глядя на мужчину? Она влияет ему на правое полушарие своим левым полушарием, она смотрит ему левым глазом в правый глаз и поражает его волю. Поэтому мужчина первым поддаётся дрессировке. Сначала поддаётся дрессировке мужчина, сначала стекает крыша у него. Потом женщина уже постепенно начинает вовлекаться в это, в этот процесс взаимоотношений. Сначала мужчина тает. Почему? Потому что у него поражается воля. У женщины же поражается ум, воля остаётся с ней, но мысли её начинают крутиться в другую сторону. Она чувствует, что её мысли пошли куда-то в другую сторону, однако же это не значит, что она себя не контролирует. Она себя контролирует. У мужчины мысли идут своим чередом, однако он перестаёт себя контролировать. У него поражается воля. Таким образом, правое полушарие связано с мужской природой, левое полушарие связано с женской природой. Если вы хотите изучить более детально этот вопрос, то в наружнем краю левого глаза, находятся мысли человека. Если вы хотите определить мысли по отношению к вам хорошие или плохие, надо настроится с любовью к этому человеку – только так – и посмотреть ему в левый глаз. Если вы увидите в левом глазу напряжённость такую, недоверчивость, значит, мысли по отношению к тебе плохие. Если вы увидите гармонию, значит, мысли хорошие. Если вы посмотрите во внутренний край левого глаза, там, даже несмотря на хорошие мысли, вы можете увидеть сильную напряженность. Это значит, что у человека сегодня плохое настроение. Планеты на него так действуют, что ему трудно иметь хорошее настроение. Однако же мысли его хорошие. Наружный край левого глаза доверительно настроен, внутренний напряжён. Таким образом, не надо заранее обвинять близкого человека в том, что он плохо к тебе относится. Надо сначала изучить глаза. Посмотреть, откуда этот негативизм идёт, с какой стороны, а потом уже строить свои обвинения. Потому что мы часто ошибаемся. Нам кажется, что он плохо ко мне относится, а он просто устал, или у него плохое настроение сегодня. Понимаете? Правый глаз. Наружная часть связана с непосредственным волевым желанием. Когда девушка хочет определить, хочет её взять молодой человек замуж или нет, она должна смотреть в наружний край правого глаза. Там находится воля. Если она видит, что воля подчинена, как зайчик – такая воля у мужчины (показывает), это значит, что скоро сделает предложение. Если вы хотите посмотреть, какой он будет в жизни, будет пить или нет, потом, когда уже женится, вы должны посмотреть во внутренний край правого глаза. Вот здесь находится уже волевой тонус мужчины. Если он агрессивен, там вот такой сусличек очень смиренный – здесь, снаружи, а изнутри — ?, это значит, что он устроит вам кузькину маму. Потом, попозже, когда вы уже выйдите замуж. Мужчина также изучает. Он смотрит наружный край такой смиренный весь, готова выйти замуж. Смиренный, послушный очень. А внутренний край левого глаза – там идёт какая-то агрессия или обида. Это значит, что она будет права качать всю жизнь потом. Если есть гармония и по внутреннему и по наружнему краю глаза левого, значит, мужчина делает вывод, что это женщина, девушка ему походит. С ней будет гармония в жизни. Если нет такого, значит, могут быть проблемы. Девушка смотрит по правому глазу.

Как определить здоровый организм, крепкий или нет? Это определяется по нижнему веку. Если нижнее веко очень дряблое такое, оно такое слабенькое с левой стороны, допустим, это значит, с левой стороны болезни есть у человека. Если нижнее веко в правом глазу дрябленькое, слабое, это значит, что у человека есть с правой стороны болезни.

По верхнему веку определяется энтузиазм человека или сила разума. Если верхнее веко очень изогнутое такое, сильное, это значит, что очень оптимистичная личность, способная преодолевать свою плохую карму. Если верхнее веко такое слабенькое, оно такое висит, очень слабая сила, это значит, что человек не достаточно волевой, ему трудно преодолеть свою карму плохую.

Что такое болезни ума? Болезни ума означают плохой характер. Все болезни организма связаны с болезнями ума. Однако же, есть чисто болезни ума, есть болезни, связанные уже с организмом. Болезни ума означают те болезни, которые уже на уровне ума начинают действовать. Например, бронхиальная астма, сахарный диабет, стенокардия. Есть болезни, которые очень трудно лечить. Гипертоническая болезнь в какой-то степени. Есть болезни, которые очень трудно лечить обычной медициной, потому что эти болезни ума. Ум настолько сильно осквернён, что он сразу вызывает реакцию в организме. Это реакция приходит постоянно. Болезнь ума вызывает какие-то реакции в организме, и в теле развиваются какие-то процессы. Выпив лекарства, человек видит, что всё прекращается, болезнь больше не рецидивирует, человек выздоравливает. Это означает, что это случайная болезнь, связанная с каким-то выходом энергии из ума с помощью влияния планет. На несколько дней заболел, потом выздоровел. Тот же самый насморк может лечиться годами и не вылечится. Это означает болезнь ума уже. Мы разбирали с вами связь характера с болезнями. Если вы видите, что человек не может долго вылечиться от этой болезни, это значит, что это болезнь ума. Надо изменять свой характер. И как определить свой характер, что ты страдаешь именно в этом направлении? Диагностировать свой ум можно через глаза. Как это сделать? Это сделать очень просто. Для этого надо посмотреть на окружающих людей и что тебе больше всего в людях не нравится. Допустим, если тебе в людях больше всего не нравится: в мужчинах, допустим, гневливость, а в женщинах обидчивость. Ты их замечаешь постоянно, не то, что не нравится, а всегда замечаешь во всех это. Ты видишь столько обидчивых людей вокруг, это значит, что твоё плохое качество характера – это обидчивость, если ты женщина, и гневливость, если ты мужчина. Дальше. Если ты видишь во всех обман, все лгут, это значит, что твоё плохое качество характера – это лживость. Ты видишь во всех жадность. Что такое? Все люди какие-то жадные вокруг, все жадные. Как про жадность сказал, все украинцы сразу засмеялись. Есть национальные особенности: в каждой нации есть своя черта характера с которой надо бороться. У русских свои особенности. У всех. (кто-то из зала спросил, какая у русских, все смеются) У русских грубость, у украинцев жадность, у грузин гневливость, вы знаете об этом. И так далее. Я не хочу. Это же сплетни, правильно? Это не значит, что все русские будут грубыми, и все украинцы будут жадными. Нет, это неправильно. Если вы будете в людях замечать это качество характера, это значит, что оно во мне есть. Человек замечает в других только то, что сталкивается с ним. Если человек в своём уме имеет это качество характера, то оно диагностируется таким образом: ты смотришь на окружающий мир, если ты видишь похожее у другого человека, то сразу же внутри, в этом качестве характера возникает боль, возбуждение. Он бьёт по сердцу в этом направлении. Такой показательный очень пример. Если человек бросил курить недавно, то запах дыма у него вызывает сильное раздражение, ему очень не нравится, он нервничает, злится. Гораздо больше тех, кто вообще не курит и не курил никогда. Точно также, если человек бросил пить, и он видит пьяного человека рядом с собой, он готов его разорвать. Это означает, что человек имеет этот недостаток, но не проявляет. Этот недостаток сидит в сердце, но он не проявлен внешне. Понимаете, о чём речь идёт? Таким образом, диагностировать те болезни, которые вызывают хроническое течение можно с помощью зрения. Если у вас есть хроническое заболевание, посмотрите на людей, походите по улицам, посмотрите, что вы больше всего в них замечаете плохого. Если вы увидите какую-то черту характера конкретную, это значит, что она у вас 100% есть. И именно она у вас вызывает самую тяжёлую болезнь. Когда человек прощает самому ненавистному человеку самые большие недостатки, которые он больше всего на свете не любит, он избавляется от самой тяжёлой болезни, которая принесёт ему самые большие проблемы. Вот и всё. Очень простая арифметика. Потому что когда ты сильно ненавидишь кого-то, сильно не любишь какую-то черту характера, это значит, что эта черта характера есть у тебя тоже. В скрытом виде. Но она действует в основном не наружу, а внутрь. Она вызывает разрушения в организме.

Есть два типа проявления характера у человека. Первый – человек выпускает свой характер наружу, второй тип проявления характера – он уничтожает этой чертой характера свой организм, своё здоровье. Бывает, и то, и другое проявляется одновременно. Когда человек уничтожает какой-то своей чертой своё здоровье, это значит, что он сильно проявлял это качество характера в прошлом, в прошлых жизнях. Когда же человек наружу выпускает качества характера, значит, он не сильно ещё в прошлом проявлял, он копит эту черту характера. Когда он её накопит, тогда начнёт разрушаться организм. Понятно? Поэтому человек, который не имеет какую-то черту характера, он сильно злится на то, что она есть у кого-то другого. Это значит, что она у него есть, эта черта характера, и она действует внутрь, а не наружу. Понятно? Поэтому нет причины на кого-либо злиться. Злиться всё равно придётся, потому что это возникает спонтанно, независимо от нашей воли. Но человек не должен считать, что это правильный поступок. Будем злиться, нервничать, но мы не должны считать, что это правда, — так надо действовать. Если мы не будем так считать, значит, мы будем купировать развитие болезней в себе. И способность не злиться, плохо не относиться к людям идёт через глаза. Вернее, можно диагностировать через глаза. Каждый день нужно смотреть, как ты смотришь на мир. Не смотреть на мир, а смотреть, как ты смотришь. Каждый день к нам приходит новая карма. Когда приходит плохая карма, то человек замечает больше недостатков в окружающих людях, чем в предыдущий день. Он утром проснулся, он уже ходит и ищет во всех недостатки, он думает: этот плохо делает, это плохо. Это значит: из ума пришла плохая карма. Это значит, что будут болезни скоро какие-то. Значит, насядут болезни какие-то. С помощью этих плохих качеств характера, можно даже предвидеть, если знать связь характера с болезнями. Можно предвидеть, какая именно болезнь ждёт. Особенно опасно, когда сильная вспышка неприязни возникает к кому-то и стойкий эффект имеет. Это значит, что будут большие неприятности по здоровью в ближайшее время. Так можно через глаза диагностировать больной ум.

левый глаз — правое полушарие

Карина Каренина, Андрей Гилёв
«Природа» №12, 2015

Об авторах

Карина Андреевна Каренина («Природа» №12, 2015)

Карина Андреевна Каренина — младший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается изучением социального поведения животных, асимметрии восприятия сенсорной информации, поиском проявлений межполушарной асимметрии в поведении животных в природе.

Андрей Николаевич Гилёв («Природа» №12, 2015)

Андрей Николаевич Гилёв — кандидат биологических наук, младший научный сотрудник той же кафедры. Область научных интересов — поведенческая экология, когнитивные способности животных, асимметрия мозга и поведения, эволюция асимметрии в использовании конечностей.

Один из основных принципов функционирования мозга позвоночных животных — принцип асимметрии. Вклад левого и правого полушарий головного мозга в осуществление различных функций неравнозначен [1]. Подобными предложениями начинается большинство современных научных публикаций, посвященных вопросам асимметрии мозга и поведения. В англоязычной научной литературе такое «введение в тему» носит скорее формальный характер, ведь даже у биологов очень отдаленных специальностей общеизвестность и справедливость подобных утверждений не вызывает сомнений. Однако такое отношение к межполушарной асимметрии сложилось сравнительно недавно. Вплоть до начала XXI в. широко распространено было мнение, что функциональная асимметрия мозга характерна исключительно для человека и, по-видимому, имеет отношение к высокому уровню развития человеческого интеллекта [2].

Первые исследования, доказывающие существование асимметрии в функционировании мозга других видов, помимо человека, относятся к 70–80-м годам XX в. В. Л. Бианки выявил основные особенности работы левого и правого полушарий, а также сделал вывод, что функциональная специализация полушария не абсолютна, т. е. в зависимости от выполняемого процесса доминировать может то одно, то другое полушарие [1, 3]. Было обнаружено, к примеру, что левое полушарие мозга преимущественно контролирует пение у канареек [4] и распознавание пищевых объектов у куриц [5], а правое полушарие доминирует в процессах, обеспечивающих ориентацию в пространстве у крыс [6].

Несмотря на убедительную доказательную базу, первые свидетельства существования межполушарной асимметрии у животных зачастую резко критиковались или даже игнорировались научным миром [2, 7], вероятно, еще неготовым отвергнуть идею об уникальности принципиальных основ функционирования человеческого мозга. Но время расставило все по своим местам. На сегодняшний момент существование асимметрии функционирования нервной системы доказано как экспериментально, так и наблюдениями в природе, на разнообразнейших объектах животного мира — без преувеличения, от мухи до слона. Накопление в течение последних трех десятилетий массива информации о неравноценности функций левой и правой половин мозга наконец-то привело к тому, что фундаментальность и древнее происхождение функциональной асимметрии мозга были признаны широкой научной общественностью. Важно отметить, однако, что в основе современных представлений об асимметрии мозга лежит понимание основного свойства парного мозга — его двусторонней симметричности. Общий план строения мозга подчиняется принципу билатеральной симметрии, согласно которому одна половина зеркально повторяет другую. Однако детальное рассмотрение выявляет относительность принципа симметрии как в строении, так и в функционировании мозга. На основе парных, относительно симметричных структур возникает выраженная функциональная асимметрия полушарий мозга [1, 3, 6].

«Правый» и «левый» мир

Базовые различия между полушариями мозга, возникшие, как предполагают, на ранних этапах эволюции позвоночных [8], могут проявляться в поведении животных по-разному. К примеру, для многих видов позвоночных животных характерна моторная латерализация — неравное участие правой и левой половин тела в движении, связанное с асимметрией функционирования нервной системы [9]. Такая латерализация может выражаться в асимметрии поворотов тела и в асимметричном использовании парных конечностей. Другое распространенное проявление межполушарной асимметрии — сенсорная латерализация, т. е. неодинаковая восприимчивость органов чувств на левой и правой сторонах тела к определенным стимулам. Асимметрия восприятия сенсорных стимулов обусловлена специализацией левого и правого полушарий на обработке информации разного типа [10]. В поведении животных сенсорная латерализация может проявляться в виде предпочтения воспринимать определенный стимул левым или правым органом чувств (например, поворачиваться к стимулу одним ухом), а также в более высокой скорости и выраженности реакции на стимул при восприятии его одним из парных органов [11].

Кулики ходулочники («Природа» №12, 2015)Кулики ходулочники («Природа» №12, 2015)

Наиболее детально на сегодняшний день изучена латерализация зрительного восприятия. Несмотря на значительные различия в организации зрительной системы, представители разных групп позвоночных по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, поступающую от левого и правого глаза. Это явление описано для костных рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Зрительная латерализация может проявляться при восприятии различных типов стимулов, например социальных партнеров, пищевых объектов, опасности, пространственных ориентиров [2]. Серия экспериментов на цыплятах домашней курицы служит одним из классических примеров исследований зрительной латерализации. Цыплят выпускали на экспериментальную площадку, по которой были рассыпаны зерна вперемешку с мелкими камешками. В разных вариантах эксперимента цыплята имели возможность использовать оба глаза либо только левый или правый глаз — другой был закрыт непрозрачным колпачком. Оказалось, что, если цыплята могли видеть обоими глазами или только правым, они практически не совершали ошибок, выбирая зерна среди камешков. В то же время, когда цыплята использовали только левый глаз, они с одинаковой частотой клевали зерна и камешки. Так как зрительная информация из правого глаза цыпленка преимущественно поступает в левое полушарие мозга, результаты описанных экспериментов указывают на доминирующую роль левого полушария в распознавании пищевых объектов [12]. Подобная латерализации при восприятии пищи была обнаружена и у представителей других групп позвоночных [13]. Например, костные рыбы и хвостатые амфибии преимущественно реагируют на пищевой стимул, находящийся в поле зрения правого глаза.

Кит белуха перед видеокамерой, которую рассматривает левым глазом («Природа» №12, 2015)Кулики ходулочники («Природа» №12, 2015)

Модельными для изучения зрительной латерализации стали животные, у которых глаза расположены на голове латерально, т. е. по бокам. Человек, например, к таким видам не относится, ведь у нашего вида глаза расположены фронтально, т. е. спереди и в одной плоскости. У животных с латеральным расположением глаз поля зрения левого и правого глаза перекрываются лишь незначительно и из-за полного (или практически полного) перекреста зрительных нервов информация из одного глаза поступает преимущественно в противоположное полушарие мозга [14]. У видов с подобным устройством зрительного анализатора мы можем исследовать межполушарную функциональную асимметрию без применения инвазивных методик, просто анализируя поведение животных. Само по себе латеральное расположение глаз не определяет проявление латерализации. Однако многочисленные исследования подтверждают, что предпочтение держать определенные объекты в поле зрения одного из глаз у видов с латерально расположенными глазами обычно отражает доминирующую роль противоположного полушария в обработке информации об объектах такого типа. Предполагается, что части пространства, видимые левым и правым глазом, воспринимаются мозгом неодинаково и во взаимодействии животного с окружающей средой участвуют две разные, но взаимосвязанные системы: «левый глаз — правое полушарие» и «правый глаз — левое полушарие» [15].

Социальное полушарие

Одним из наиболее активно развивающихся направлений в исследованиях асимметрии мозга и поведения стало изучение «социальной латерализации» — асимметричного восприятия особей своего вида. Регулирование социального поведения — одна из наиболее сложных и многокомпонентных функций, которые осуществляет мозг позвоночных животных. В различные аспекты социального поведения могут быть вовлечены процессы, осуществляемые как левым, так и правым полушариями. Однако именно правое полушарие в научной литературе оправданно называют «социальным», ведь оно играет доминирующую роль в контроле большинства социальных реакций у различных видов позвоночных, включая человека [16]. В зрительном узнавании знакомых особей своего вида, к примеру, участвует преимущественно правое полушарие мозга, причем такая асимметрия выявлена как у млекопитающих, так и у птиц [17]. Преимущественная роль правого полушария в проявлении агрессивных реакций, направленных на особей своего вида, известна у амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Социальная латерализация находит отражение в поведении животных — как в эксперименте, так и в природе. Если малька рыбы поместить в аквариум с зеркальной стенкой, то осматривать «другую особь», т. е. собственное отражение, он будет преимущественно левым глазом (направляющим информацию в правое полушарие). Сходным образом, жеребцы одичавшей домашней лошади во время поединков предпочитают держать противника в поле зрения левого глаза [18].

Поединок жеребцов одичавшей лошади («Природа» №12, 2015)

Асимметрия материнско-детских отношений

Самка тибетского макака («Природа» №12, 2015)

Одно из наиболее ярких проявлений асимметрии в социальном поведении человека — предпочтение держать ребенка с левой стороны от себя. Впервые научное описание этого феномена было опубликовано американским психологом Ли Солком в 1960 г. [19]. Он выяснил, что значительное большинство женщин предпочитает держать своего ребенка левой рукой на левой стороне тела. Впоследствии было обнаружено, что такое левостороннее предпочтение существует в различных культурах и проявляется в различных ситуациях: когда ребенка держит на руках его мать или отец, нерожавшая женщина или подросток, а также в случаях, когда вместо живого ребенка женщина держит игрушку, имитирующую младенца. Однако подобная латерализация не уникальна для человека. Так, большинство самок горилл (Gorilla gorilla) и шимпанзе (Pan troglodytes) предпочитают держать детенышей с левой стороны тела [20].

Мадонна Грандука (Рафаэль, 1504 г.) («Природа» №12, 2015)

Научные публикации, в которых говорится, что асимметрия в расположении ребенка на руках — не просто любопытный феномен, но и важный критерий физиологического состояния матери, вызвали волну интереса исследователей к этому вопросу в течение последнего десятилетия. Было обнаружено достоверное влияние эмоционального состояния матери на асимметричное расположение ребенка. Более того, оказалось, что женщины, страдающие послеродовой депрессией, не проявляют левостороннего предпочтения [21]. Несмотря на то что асимметрия расположения ребенка относительно матери была обнаружена более полувека назад, механизмы возникновения данного феномена и факторы, определяющие его проявление, остаются не до конца понятными. Существует две основные гипотезы, объясняющие возникновение пространственной асимметрии между матерью и ребенком [19, 21]. Первая связывает данный феномен с моторными предпочтениями, проявляющимися в повседневной жизни человека. Можно предположить, что женщина держит ребенка левой рукой, так как правая должна оставаться свободной для выполнения какой-либо работы. Однако такое предположение не подтверждается данными о практически одинаковом числе матерей, предпочитающих держать ребенка левой рукой, среди правшей и левшей [19]. Вторая гипотеза объясняет асимметрию во взаимном расположении матери и ребенка с точки зрения асимметрии сенсорного восприятия. Предполагается, что левостороннее преобладание возникло из-за предпочтения держать ребенка в периферическом поле зрения левого глаза и, таким образом, направлять поток зрительной информации о нем в первую очередь в правое полушарие мозга [21]. Именно такое положение предположительно обеспечивает наиболее точное и быстрое осознание родителем эмоционального состояния ребенка, так как правое полушарие играет ведущую роль в подобных процессах восприятия социальной информации. Асимметричное расположение относительно родителя может иметь большое значение и для самого ребенка. Было показано, что, когда мать держит ребенка левой рукой, ему лучше видна левая половина лица матери, на которой более интенсивно отражаются эмоции. К тому же наблюдать мать в таком положении ребенок может преимущественно левым глазом, что способствует более эффективному восприятию социальной информации, исходящей от матери. Преимущественное расположение с определенной от нее стороны может оказывать влияние на формирование социальной латерализации. Так, дети, чьи матери держали их правой рукой, во взрослом возрасте проявляют пониженную нормальную межполушарную асимметрию в процессе восприятии лиц [22].

Смотрю левым глазом на себе подобных

У приматов использование передних конечностей — неотъемлемый компонент родительско-детских взаимоотношений, поэтому отдельно оценить вклад моторной и сенсорной латерализаций в возникновение асимметричного расположения особей крайне сложно. Изучение видов, у которых конечности напрямую не задействованы в поддержании близости между матерью и детенышем (мать не удерживает детеныша, а детеныш не держится за мать), позволит с точностью определить, может ли возникнуть асимметрия расположения детеныша лишь под воздействием латерализованного сенсорного восприятия особями друг друга. Это и стало целью нашего исследования. В качестве объектов были выбраны два вида парнокопытных, обитающих на территории России: сайгак (Saiga tatarica tatarica) и северный олень (Rangifer tarandus tarandus). Животные обоих видов обитают на открытых пространствах, имеют хорошо развитое зрение, а их глаза расположены на голове латерально. Кроме того, детеныши выбранных видов с раннего возраста самостоятельно следуют за своими матерями. Перечисленные особенности делают сайгака и северного оленя подходящими объектами для изучения природы асимметрии в расположении матери и детеныша у млекопитающих.

Самка сайгака с детенышем на водопое в заказнике «Степной» («Природа» №12, 2015)

Мы решили исследовать естественное поведение животных в природе, поэтому для полевых работ были организованы экспедиции. Наблюдения за дикими северными оленями проводились в Красноярском крае, в низовьях р. Хеты, а за сайгаками — в Астраханской области, на территории государственного природного заказника «Степной». Используя специальные замаскированные укрытия и маскировочные костюмы, мы проводили фото- и видеосъемку поведения самок с детенышами. При последующем анализе полученного материала мы оценили зрительную латерализацию во время социальных взаимодействий животных.

Ведется наблюдение за дикими северными оленями с берега р. Хеты («Природа» №12, 2015)

Перемещаясь вместе с матерью, основную часть времени детеныш проводит от нее сбоку. Объекты нашего исследования относятся к видам с латеральным расположением глаз, поэтому, находясь сбоку от матери, детеныш видит ее преимущественно левым или правым глазом. В ходе наблюдений мы отмечали, какое положение выбирает детеныш, приближаясь к матери сзади. Мы анализировали ситуации, в которых именно он был инициатором объединения пары и выбирал свое положение в пространстве относительно матери. У видов с латерально расположенными глазами предпочтение поворачиваться определенной стороной тела к социальному объекту — свидетельство сенсорной, а не моторной латерализации [14, 17]. Поэтому односторонние предпочтения детенышей при выборе положения относительно матери мы интерпретировали как проявление латерализованного зрительного восприятия.

Самка северного оленя с детенышем («Природа» №12, 2015)

Результаты нашего исследования показали, что детеныши сайгака и северного оленя предпочитают располагаться в пространстве таким образом, чтобы мать находилась в поле зрения левого глаза. В результате, когда самка с детенышем перемещались совместно, в большинстве случаев он находился справа от нее. Такие предпочтения детеныши проявляли в различных типах активности, например во время отдыха, пастьбы и бегства при опасности. Зрительная латерализация была обнаружена у детенышей разного возраста, от новорожденных до подростков двух-трех месяцев от роду. Наши наблюдения показали, что как у сайгаков, так и у северных оленей в основном детеныши поддерживали пространственную близость с матерью, а не наоборот. Очевидно, что при перемещении пары мать — детеныш основная задача детеныша следовать за матерью, не терять ее из виду. Мать в первую очередь занята выбором направления движения, контролем за безопасностью, взаимодействиями с другими особями своего вида, т. е. ее внимание обращено скорее на окружающую обстановку, чем на детеныша. Несмотря на это, в определенных ситуациях именно мать инициирует сближение и контакт с детенышем. Латерализация в ситуациях, когда мать подходит к своему детенышу и выбирает определенное положение относительно него, — предмет будущих исследований.

Детеныши сайгака («Природа» №12, 2015)

Сопоставляя полученные результаты с данными исследований на приматах, можно проследить существование двух вариантов асимметрии в расположении матери и детеныша у млекопитающих. У приматов мать держит детеныша на руках и таким образом определяет его положение в пространстве. Сенсорная латерализация матери приводит к тому, что детеныш преимущественно находится слева от матери. В то же время у исследованных копытных детеныш сам определяет свое положение в пространстве, и его латерализованное поведение приводит к тому, что в большинстве случаев он располагается от матери справа. Несмотря на разное результирующее положение, оба варианта асимметрии между матерями и их детенышами, по всей видимости, обусловлены одной и той же социальной латерализацией, а именно предпочтением воспринимать социальную информацию с помощью системы «левый глаз — правое полушарие» [23]. Когда детеныш сайгака или северного оленя находится справа от матери и держит ее в поле зрения левого глаза, социальная информация от матери поступает преимущественно в его правое полушарие. Это подтверждают исследования организации зрительной системы копытных — около 90% нервных волокон от каждого глаза идут в противоположное полушарие мозга [18]. Таким образом, асимметричное расположение детеныша относительно матери — одно из проявлений правополушарного доминирования в регулировании социального поведения. В отличие от приматов, у исследованных видов передние конечности не участвуют напрямую во взаимном расположении матери и детеныша, поэтому мы можем исключить влияние моторной латерализации [24]. Наши результаты позволили понять, что асимметрия расположения матери относительно детеныша у млекопитающих может возникать вследствие асимметрии зрительного восприятия детенышем матери.

Наблюдая за поведением сайгаков в природе, помимо материнско-детских контактов, мы регистрировали латерализацию в отношениях между двумя детенышами, а также между взрослыми особями. Оказалось, что предпочтение смотреть на особь своего вида левым глазом проявляется и в этих типах социальных взаимодействий. Играя друг с другом, детеныши одного возраста часто объединяются в пары. Мы обнаружили, что при приближении к другому детенышу сайгачата предпочитают смотреть на потенциального партнера по играм левым глазом.

Самцы сайгака («Природа» №12, 2015)

Наблюдения за молодыми самцами показали, что во время «тренировочных» турниров самцы предпочитают поворачивать голову таким образом, чтобы противник находился в поле зрения левого глаза. Так же самцы располагаются в пространстве во время погони за своим противником после турнира. Эти результаты демонстрируют, что зрительная латерализация, проявляющаяся в поведении детенышей при контактах с матерью, не специфическая особенность материнско-детских взаимоотношений. Предпочтение воспринимать информацию о себе подобных левым глазом (правым полушарием) детеныши проявляют по отношению к разным социальным объектам, и такую же латерализацию демонстрируют взрослые особи. Результаты нашей работы еще раз доказывают, что асимметрия мозга и поведения не уникальна для человека, это общая черта позвоночных животных [14].

Авторы благодарят сотрудников заказника «Степной» и его директора В. Г. Калмыкова, а также Л. А. Колпащикова («Объединенная дирекция заповедников Таймыра») за помощь в организации исследования.

Исследования, проведенные на северном олене, выполнены при поддержке Российского научного фонда (проект 14-14-00284), на сайгаке — при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14-04-31390).

Литература
1. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989.
2. Vallortigara G., Chiandetti C., Sovrano V. A. Brain asymmetry (animal) // WIREs Cogn. Sci. 2011. V. 2. P. 146–157.
3. Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985.
4. Nottebohm F., Stikes T. M., Leonard C. M. Central control of song in the canary, Serinus canarius // J. Comp. Neurol. 1976. V. 165. P. 457–486.
5. Rogers L. J., Anson J. M. Lateralization of function in the chicken forebrain // Pharmacol. Biochem. Behav. 1979. V. 10. P. 679–686.
6. Denenberg V. H. Hemispheric laterality in animals and the effects of early experience // Behav. Brain Sci. 1981. V. 4. P. 1–49. doi: 10.1017/S0140525X00007330.
7. MacNeilage P. F. Implications of primate functional asymmetries for the evolution of cerebral hemispheric specializations // Primate laterality: current behavioral evidence of primate asymmetries / Eds J. P. Ward, W. D. Hopkins. N.Y., 1993. P. 319–341.
8. MacNeilage P. F., Rogers L. J., Vallortigara G. Origins of the left and right brain // Sci. Amer. 2009. V. 301. P. 60–67.
9. Ströckens F., Güntürkün O., Ocklenburg S. Limb preferences in non-human vertebrates // Laterality. 2013. V. 18. P. 536–575. doi: 10.1080/1357650X.2012.723008.
10. Deng C., Rogers L. J. Prehatching visual experience and lateralisation in the visual Wulst of the chick // Behav. Brain Res. 2002. V. 134. P. 375–385.
11. Rogers L. J. Lateralization in vertebrates: its early evolution, general pattern and development // Advances in the study of behavior / Eds P. J. B. Slater, J. Rosenblatt, C. Snowdon, T. Roper. San Diego, 2002. P. 107–162.
12. Rogers L. J. Early experiential effects on laterality: research on chicks has relevance to other species // Laterality. 1997. V. 2. P. 199–219. doi: 10.1080/713754277.
13. Giljov A. N., Karenina K. A., Malashichev Y. B. An eye for a worm: Lateralisation of feeding behaviour in aquatic anamniotes // Laterality. 2009. V. 14. P. 273–286. doi: 10.1080/13576500802379665.
14. Vallortigara G., Rogers L. J. Survival with an asymmetrical brain: advantages and disadvantages of cerebral lateralization // Behav. Brain Sci. 2005. V. 28. P. 575–589. doi: 10.1017/S0140525X05370105.
15. Bisazza A., Brown C. Lateralization of cognitive functions in fish // Fish cognition and behavior / Eds C. Brown, K. Laland, J. Krause. Oxford, 2011. P. 298–324.
16. Brancucci A., Lucci G., Mazzatenta A., Tommasi L. Asymmetries of the human social brain in the visual, auditory and chemical modalities // Phil. Trans. R. Soc B: Biol. Sci. 2009. V. 364. P. 895–914. doi: 10.1098/rstb.2008.0279.
17. Rosa-Salva O., Regolin L., Mascalzoni E. et al. Cerebral and behavioural asymmetries in animal social recognition // Comp. Cogn. & Behav. Rev. 2012. V. 7. P. 110–138.
18. Austin N. P., Rogers L. J. Limb preferences and lateralization of aggression, reactivity and vigilance in feral horses, Equus caballus // Anim. Behav. 2012. V. 83. P. 239–247.
19. Harris L. J. Side biases for holding and carrying infants: reports from the past and possible lessons for today // Laterality. 2010. V. 15. P. 56–135.
20. Manning J. T., Heaton R., Chamberlain A. T. Left-side cradling: similarities and differences between apes and humans // J. Human Evol. 1994. V. 26. P. 77–83.
21. Sieratzki J. S., Woll B. Neuropsychological and neuropsychiatric perspectives on maternal cradling preferences // Epidem. Psichiatr. Soc. 2002. V. 11. P. 170–176.
22. Vervloed M. P., Hendriks A. W., Eijnde E. van den. The effects of mothers’ past infant-holding preferences on their adult children’s face processing lateralisation // Brain Cogn. 2011. V. 75. P. 248–254.
23. Каренина К. А., Гилёв А. Н. Мать и дитя: Поведенческая асимметрия в природе // Наука из первых рук. 2013. Т. 5/6. С. 110–123.
24. Каренина К. А., Гилёв А. Н., Малашичев Е. Б. Асимметрия пространственного взаиморасположения матери и детеныша у сайгака (Saiga tatarica) // Материалы 3-й научной конференции «Поведение и поведенческая экология млекопитающих». Черноголовка, 14–18 апреля 2014. М., 2014. С. 47.

Что делать если один глаз больше и выше другого?

У меня тоже так. Это нормально, у всех людей так, вы даже пальцы на обеих руках сравните-они разные.)))

жить с этим. у всех людей так. нет обсолютно симметричных лиц.

Сделать ассимметричную чёлку. Над глазом, который выше, чёлка должа быть короче. Это сгладит ассимметрию лица.

Ооо у меня тоже …но веки нависшие и там и там, справа чуть больше, хз почему …17 всего, незнаю даж че делать, говорят это либо наследственное, либо аллергия А вообще это пластикой убирается, т. е. слой кожи удаляется на верхних веках, правдо мне кажется это лучше делать после 20 (если вообще к этому возрасту будет волновать Помогает если кусочком льда поводить в области нависания, а вообще девушкам с этим проще, накрасила и проблем 0

Глава 10. Правый глаз, левый глаз — Мегаобучалка

Я более чем уверен, что вы и ваш лечащий врач-окулист считаете: глаза будут работать в гармонии, если в области центральной ямки (фовея) сетчатки каждого глаза получается четкое изображение.

Мой опыт показывает — это так, но лишь в том случае, если вы живущий в саванне бушмен, о котором мы говорили выше. В противном случае, в тот самый момент, когда вы начинаете пользоваться фовеальным (центральным) зрением, глаза подвергаются стрессу. Вы больше не используете глаза так, как это делает абориген. Оказывается, каждый ваш глаз имеет свой уровень зрения.

В традиционной китайской медицине правая часть тела связывается с действием (контролируется левым полушарием). Левая часть тела в большей степени связана с восприятием (контролируется правым полушарием). Развивая эту концепцию, можно сказать, что правый глаз (который я рассматриваю как канал) «расширяет» ваше видение внешнего мира. Левый глаз «поглощает» визуальную информацию. В качестве частного доказательства можно привести следующий факт: правая и левая части лица не симметричны, они различаются, так же как и глаза. Демонстрация изображений глаз и лиц в видеозаписи помогает мне объяснить пациентам динамику отношений между левым и правым глазом.

Перед тем как выполнить следующее упражнение, снимите очки или контактные линзы. Взгляните в окно на какой-нибудь удаленный объект. Если вы видите его расплывчато, ничего страшного. Прикройте ладонью глаза но очереди — сначала один глаз, потом другой. Повторяйте эту процедуру, пока не заметите, что один глаз «получает» больше, чем другой. Не оценивайте глаза как «хороший» и «плохой». Представьте, что глаза являются энергетическими каналами, как если бы лазерный луч выходил из правого глаза и возвращался обратно через левый глаз.

Если ваши глаза воспринимают видимый мир в разной степени, вы можете приступить к выяснению причин ослабления потока восприятия в одном из этих двух каналов.

В этом вам может помочь знание еще нескольких принципов восточной медицины. Левая половина тела связана с правым полушарием, левый глаз (канал) можно считать женским. Следовательно, то, как вы используете левый глаз, является выражением вашего творческого потенциала, чувств, способности принимать любовь. Правый глаз (канал) является выражением мужского начала. То, как вы видите правым глазом, говорит о вашем восприятии собственного самовыражения, логики, аналитических способностей, интеллекта и вербальных возможностей.



Отсюда следуют грандиозные выводы. Что будет, если вы станете прикрывать доминирующий глаз на несколько часов в день? Ощутите ли вы эмоции, описанные в девятой главе? Может ли от этого улучшиться ваше «видение» и «смотрение»? Если восстанавливается зрение того или другого глаза, можно ли говорить о прогрессе способностей, за которые отвечает соответствующее полушарие мозга? Или с другой стороны — приведет ли к улучшению зрения развитие качеств, связанных с соответствующим полушарием? Может оказаться — чтобы добиться улучшения состояния глаз, сначала придется изменить способ мышления, связанный с лево- или правопо-лушарной деятельностью мозга.

Бет, тридцати двух лет, хороший юрист. Еще будучи студенткой, она заметила, что зрение в левом глазу стало размытым. Через шесть лет ей прописали очки, но она пользовалась ими только при посещении кинотеатра и для ночной езды за рулем. Через некоторое время Бет пришла на консультацию к окулисту, и тот поставил ей диагноз: астигматизм (неравномерная кривизна роговицы) левого глаза. Были прописаны постоянные очки.

К тому времени, когда Бет консультировалась у меня (несколько лет спустя), астигматизм усугубился. Считая астигматизм выражением искаженного отношения к жизни, я обратил внимание Бет на ее восприятие собственной женственности. Во время обучения на юридическом факультете она была одной из трех девушек среди сорока юношей-студентов. Бет казалось, что она, как юрист, готовится к мужской роли. Теперь она осознала, что просто не видела примера настоящей женщины, которая состоялась бы в своей профессии, и поэтому, из-за отсутствия лучшей поведенческой модели, копировала сокурсников-мужчин.

Сеансы по восстановлению зрения Бет начались с повязки на правом глазу. Бет училась воспринимать мир через левый канал и, как следствие, выражать себя и свои женские качества. Со временем ее зрение улучшилось. Бет больше не нуждалась в постоянном ношении очков и утверждала, что чувствует себя более уравновешенной.

Рассмотрим немного глубже взаимосвязь половой роли и зрения. В нашей культуре доминирует «левополушарная» мужская поведенческая модель — агрессивность, интеллект, четкость высказываний. Если вы, будучи мужчиной, блокируете или не воспринимаете свою первичную модель мужской роли, ваш правый глаз может отреагировать на это ухудшением зрения. Таким образом, зрение может отражать баланс мужского и женского начала в вашей личности.

Анжеле было пять лет, когда они с матерью впервые пришли ко мне. Отец оставил семью, когда ей было два года. В возрасте трех лет у нее начал косить правый глаз. Медики поставили диагноз: зрительное утомление (астенопия), осложненное дальнозоркостью. После того как Анжеле прописали очки, косоглазие стало незаметным. Когда очки сняли, спустя несколько недель, правый глаз Анжелы начал косить еще больше. Это продолжалось весь следующий год. Мать Анжелы забеспокоилась: дочь попала в зависимость от очков, ее зрение ухудшается.

То, что я обнаружил, подтвердило подозрения матери. Чтобы избавить Анжелу от зависимости от очков, я заказал для нее тренировочные линзы в одну треть силы. При помощи упражнений (см. двенад-цатую главу) Анжела научилась активизировать фовеи обоих глаз.

В течение следующих двух лет Анжела и ее мать периодически консультировались со мной. В этот период мы обнаружили глубокое негодование девочки в связи с уходом отца. Вдобавок ей негде было научиться выражению мужского начала своей личности — у нее перед глазами не было соответствующего примера. Ее мягкое, застенчивое и боязливое поведение — показатель такого дисбаланса.

Теперь мать Анжелы и учителя способствовали развитию этой части ее личности. Анжела продолжала выполнять зрительные упражнения. К тому времени, как ей исполнилось семь лет, она могла смотреть без очков обоими глазами на любое расстояние. Ее правый глаз почти перестал косить. Она хорошо училась в школе и вела себя непринужденно. Мать рассказала, что Анжела стала гораздо более уравновешенной.

Обсудите с лечащим врачом-окулистом возможность прикрыть повязкой ваш более развитый глаз (но сначала прочитайте раздел о повязках в двенадцатой главе). Вы можете надеть временную повязку (или прикрепить заслонку к стеклу тренировочных очков). Мои исследования показывают, что лучше всего носить повязку непрерывно в течение четырех часов. Подберите сами подходящее для вас время, увеличивая его по получасу за один раз. Конечно, носить повязку нужно только в безопасных ситуациях. Сначала надевайте ее дома — когда моете посуду, читаете и т. п. Через какое-то время выбирайтесь на улицу. Многие из моих пациентов пробовали, закрыв более развитый глаз, играть в мяч или заниматься другим видом спорта. Если у вас стопроцентное зрение, вы все равно можете носить повязку на глазу, чтобы стимулировать другое полушарие мозга.

Некоторым из моих пациентов повязка на глазу помогла в их профессиональной деятельности:

Сильвия, сорока четырех лет, пианистка. Ее естественное зрение составляет сто процентов, однако она склонна использовать правый глаз в большей степени, чем левый. Когда Сильвия играет на фортепиано, правая рука доминирует; левая рука недостаточно сильно нажимает клавиши.

Сильвия стала надевать повязку на правый глаз (ежедневно, на четыре часа в сутки). Спустя двадцать один день ее игра заметно изменилась. Восстановив баланс деятельности глаз, она достигла лучшей координации рук во время игры. Сильвия до сих пор использует повязку по мере необходимости.

Снимая повязку, делайте это медленно. Сначала свет покажется слишком ярким. Обратите внимание на цвета. Ощутите, как приятно открыть сразу оба глаза. Теперь вы можете полностью оценить работу обоих глаз! Без сомнения, вы чувствуете себя более уравновешенным. Вы сможете убедиться в улучшении вашего зрения на работе, при чтении, во время занятий спортом. Проверьте, как изменилось состояние каждого глаза. Как вы себя чувствуете? Запоминайте или записывайте свои эмоциональные реакции и реакции глаз во время ношения повязки. Расскажите кому-нибудь о достигнутых результатах.

И помните: ваши глаза — чудесны!

Write a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *