Что такое рефлекторная дуга в биологии 8 класс: Рефлекс. Схема дуги рефлекса — урок. Биология, Человек (8 класс). – Рефлекторная дуга — Википедия

Рефлекс. Рефлекторная дуга — Биология

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга

Задачи:

Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам

Рефлекс. Рефлекторная дуга Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований — рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения. Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований — рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы.

Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения. Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Самые простые рефлекторные дуги образованы всего двумя нейронами. Отростки чувствительных нервных клеток образуют контакты непосредственно на исполнительных нейронах, посылающих свои длинные отростки к мышцам или железам. Примером наиболее простых рефлексов может служить коленный рефлекс, который обычно вызывает врач, обследующий больного. Для этого пациенту предлагают положить ногу на ногу и ударяют резиновым молоточком по сухожильной связке чуть ниже коленной чашечки.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Самые простые рефлекторные дуги образованы всего двумя нейронами. Отростки чувствительных нервных клеток образуют контакты непосредственно на исполнительных нейронах, посылающих свои длинные отростки к мышцам или железам.

Примером наиболее простых рефлексов может служить коленный рефлекс, который обычно вызывает врач, обследующий больного. Для этого пациенту предлагают положить ногу на ногу и ударяют резиновым молоточком по сухожильной связке чуть ниже коленной чашечки.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Рефлекторная дуга этого рефлекса состоит всего из двух нейронов. Исполнительный нейрон находится в спинном мозге. Подавляющее же большинство рефлекторных дуг имеет более сложное строение. Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга этого рефлекса состоит всего из двух нейронов. Исполнительный нейрон находится в спинном мозге.

Подавляющее же большинство рефлекторных дуг имеет более сложное строение.

Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Они образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона. Прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки. Они образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона . Прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки. Болевые сигналы от рецепторов попадают в спинной мозг и передаются вставочным нейронам. Те в свою очередь возбуждают исполнительные нейроны, посылающие команду к мышцам руки. Мышцы сокращаются, и рука сгибается.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Они образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона. Прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки.

Они образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона

. Прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки. Болевые сигналы от рецепторов попадают в спинной мозг и передаются вставочным нейронам. Те в свою очередь возбуждают исполнительные нейроны, посылающие команду к мышцам руки. Мышцы сокращаются, и рука сгибается.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Часть рефлекторной дуги какого-либо рефлекса всегда располагается в определенном участке центральной нервной системы и состоит из вставочных и исполнительных нейронов. Это и есть нервный центр данного рефлекса. Иными словами, нервный центр — это объединение нейронов, предназначенное для участия в выполнении какого-то определенного рефлекторного акта.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Часть рефлекторной дуги какого-либо рефлекса всегда располагается в определенном участке центральной нервной системы и состоит из вставочных и исполнительных нейронов. Это и есть нервный центр данного рефлекса. Иными словами, нервный центр — это объединение нейронов, предназначенное для участия в выполнении какого-то определенного рефлекторного акта.

Работа с тетрадью: Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Д.З. § 8 Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Простая рефлекторная дуга из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Сложная рефлекторная дуга кроме чувствительного и двигательного содержит вставочные нейроны. Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган.

Работа с тетрадью:

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Д.З. § 8

Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

Простая рефлекторная дуга из двух нейронов – чувствительного и двигательного.

Сложная рефлекторная дуга кроме чувствительного и двигательного содержит вставочные нейроны.

Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Описанные выше коленный и сгибательный рефлексы относятся к разряду врожденных . Для осуществления врожденного рефлекса организм имеет готовые рефлекторные дуги. Поэтому для их осуществления не требуется никаких особых дополнительных условий, вот почему они получили название безусловных рефлексов.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Описанные выше коленный и сгибательный рефлексы относятся к разряду врожденных . Для осуществления врожденного рефлекса организм имеет готовые рефлекторные дуги. Поэтому для их осуществления не требуется никаких особых дополнительных условий, вот почему они получили название безусловных рефлексов.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Рефлекс. Рефлекторная дуга Для осуществления же открытых И. П. Павловым условных рефлексов организм не имеет готовых нервных путей. Условные рефлексы формируются в течение жизни, когда для этого возникают необходимые условия. Образование условных рефлексов лежит в основе обучения организма различным навыкам и приспособлений к изменяющейся среде. Наличие рефлекторной дуги — непременное условие для реализации рефлекса, но оно не гарантирует точности его выполнения.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Для осуществления же открытых И. П. Павловым условных рефлексов организм не имеет готовых нервных путей. Условные рефлексы формируются в течение жизни, когда для этого возникают необходимые условия. Образование условных рефлексов лежит в основе обучения организма различным навыкам и приспособлений к изменяющейся среде. Наличие рефлекторной дуги — непременное условие для реализации рефлекса, но оно не гарантирует точности его выполнения.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Тем не менее, нервный центр данного рефлекса имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд. Эти сигналы возникают в рецепторах, расположенных в самих исполнительных органах. Он по «обратным связям» получает информацию об особенностях осуществления рефлекса. Такое устройство позволяет нервным центрам в случае необходимости вносить срочные изменения в работу исполнительных органов.

Рефлекс. Рефлекторная дуга

Тем не менее, нервный центр данного рефлекса имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд. Эти сигналы возникают в рецепторах, расположенных в самих исполнительных органах.

Он по «обратным связям» получает информацию об особенностях осуществления рефлекса. Такое устройство позволяет нервным центрам в случае необходимости вносить срочные изменения в работу исполнительных органов.

Работа с тетрадью: Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Д.З. § 8 Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Простая рефлекторная дуга из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Сложная рефлекторная дуга кроме чувствительного и двигательного содержит вставочные нейроны. Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган. Безусловные рефлексы – врожденные рефлексы. Условные рефлексы – приобретенные рефлексы. Обратные связи – нейроны, передающие информацию от исполнительного органа в ЦНС.

Работа с тетрадью:

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Д.З. § 8

Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

Простая рефлекторная дуга из двух нейронов – чувствительного и двигательного.

Сложная рефлекторная дуга кроме чувствительного и двигательного содержит вставочные нейроны.

Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган.

Безусловные рефлексы – врожденные рефлексы.

Условные рефлексы – приобретенные рефлексы.

Обратные связи – нейроны, передающие информацию от исполнительного органа в ЦНС.

Повторение:

Повторение:

  • Что такое рефлекс?
  • Какие рефлексы называют безусловными?
  • Приведите примеры врожденных рефлексов.
  • Какие рефлексы называют условными?
  • Приведите примеры условных рефлексов.
  • Перечислите элементы рефлекторной дуги.
  • Какие типы рефлекторных дуг вы знаете?
  • Каковы звенья рефлекторной дуги простого рефлекса?
  • Как осуществляется контроль нервной системы за выполнением рефлекса?
  • Что такое «обратная связь»?
Повторение: **Тест 1 . Верные суждения: Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Движение амебы по направлению к пище – рефлекс. Движение гидры по направлению к пище – рефлекс. **Тест 2 . К безусловным рефлексам относятся: Коленный рефлекс. Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету. Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот. Слюноотделение у собаки при виде пищи. **Тест 3 . Верные суждения:

Повторение:

**Тест 1 . Верные суждения:

  • Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение.
  • Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.
  • Движение амебы по направлению к пище – рефлекс.
  • Движение гидры по направлению к пище – рефлекс.

**Тест 2 . К безусловным рефлексам относятся:

  • Коленный рефлекс.
  • Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету.
  • Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот.
  • Слюноотделение у собаки при виде пищи.

**Тест 3 . Верные суждения:

  • Условные рефлексы имеют готовые рефлекторные дуги уже при рождении.
  • Учение об условных рефлексах создано И.М.Сеченовым.
  • В основе обучения лежит образование условных рефлексов.
  • В основе обучения лежит образование безусловных рефлексов.
Повторение: **Тест 4 . К условным рефлексам относятся: Реакция собаки на слово «Фас». Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету. Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот. Слюноотделение у собаки при виде пищи. Тест 5 . Рефлекторная дуга состоит:

Повторение:

**Тест 4 . К условным рефлексам относятся:

  • Реакция собаки на слово «Фас».
  • Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету.
  • Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот.
  • Слюноотделение у собаки при виде пищи.

Тест 5 . Рефлекторная дуга состоит:

  • Из рецепторов и чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру.
  • Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, анализирующего информацию.
  • Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, двигательного нейрона и рабочего органа.
  • Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, двигательного нейрона, передающего возбуждение на орган и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс.
Повторение: Тест 6 . Простая рефлекторная дуга состоит: Из чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру. Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона. Из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов. Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс. Тест 7 . Сложная рефлекторная дуга состоит:

Повторение:

Тест 6 . Простая рефлекторная дуга состоит:

  • Из чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру.
  • Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона.
  • Из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов.
  • Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс.

Тест 7 . Сложная рефлекторная дуга состоит:

  • Из чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру.
  • Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона.
  • Из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов.
  • Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс.
Повторение: Тест 8 . Нервный центр рефлекса состоит: Из чувствительного нейрона с рецепторами. Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона. Из вставочных и исполнительного нейронов. Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс. Тест 9 . Заслуга в создании учения о рефлекторной деятельности головного мозга принадлежит: И.П.Павлову. И.М.Сеченову. И.И.Мечникову. Э.Дженнеру. Тест 10 . Обратные связи:

Повторение:

Тест 8 . Нервный центр рефлекса состоит:

  • Из чувствительного нейрона с рецепторами.
  • Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона.
  • Из вставочных и исполнительного нейронов.
  • Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс.

Тест 9 . Заслуга в создании учения о рефлекторной деятельности головного мозга принадлежит:

  • И.П.Павлову.
  • И.М.Сеченову.
  • И.И.Мечникову.
  • Э.Дженнеру.

Тест 10 . Обратные связи:

  • Двигательные нейроны.
  • Чувствительные нейроны, воспринимающие раздражение.
  • Чувствительные нейроны, расположенные в исполнительных органах.
  • Вставочные нейроны.

Параграф 9. Рефлекторная регуляция

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
  • 11 Класс
    • Английский язык
    • Немецкий язык
    • Би

Рефлекс. Дуга рефлекса. Биология, Человек (8 класс): уроки, тесты, задания.

1. Дуга рефлекса

Сложность: лёгкое

1
2. Выбери верные утверждения

Сложность: лёгкое

1
3. Схема дуги рефлекса

Сложность: лёгкое

4
4. Вставочные нейроны

Сложность: среднее

1
5. Виды нейронов

Сложность: среднее

4
6. Собери рефлекторную дугу

Сложность: среднее

5
7. Нейроны и путь прохождения нервных импульсов

Сложность: среднее

5
8. Какой объект следует вписать на место пропуска в таблице?

Сложность: среднее

1
9. Заполни пропуск в таблице

Сложность: среднее

1
10. Типы нейронов

Сложность: сложное

2

Конспект урока по биологии с видеофильмами на тему «Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга» (8 класс).

Поурочный план Дата Класс ____ 8 — ые

Урок 13 биологии

Учитель

Тема урока: Значение нервной системы, её строение и функции. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть значение и строение нервной системы, систематизировать знания о строении нейрона, углубить понятие о рефлексе, установить значение всех звеньев рефлекторного пути;

Развивающие: развивать умения сравнивать, рассуждать, обобщать и систематизировать информацию, делать самостоятельно выводы, работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, умение работать в коллективе.

Оборудование: таблицы «Строение нервной системы», «Строение нейрона», презентация, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» Волковой Т.В. (ISBN978-601-7438-01-2), видеофильмы «Нейроны», «Нервная система», «Передача нервного импульса», «Рефлекс».

Ход урока

Все страсти хороши, когда мы владеем ими, все дурны, когда им подчиняемся.

Ж.Ж.Руссо

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функцио—нальной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

Организационно-психологический настрой.

Проверка готовности класса к уроку.

Р

Коллект

II. Введение в тему

Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущую роль в этом процессе играет нервной системе.

Проблемный вопрос: Как достигается согласованная работа органов в организме?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте сначала познакомимся с новой темой «строение и функции нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга».

Р

Коллект

+

III.

Изучение нового материала.

А). Определение нервной системы (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. 

Б). Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ.

Развитие центральной нервной системы происходило в связи

  • с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды;

  • совершенствовалась способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией;

  • с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов.

Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Используя знания из курса биологии «Животные», вспомните, обсудите в группах и запишите в тетради типы нервной системы у животных.

Ответы:

  • Кишечнополостные – диффузная.

  • Плоские и круглые черви – в виде нервных стволов.

  • Кольчатые черви, моллюски, членистоногие – узловая.

  • Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Таким образом: чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

В). Значение нервной системы.

Используя материал параграфа 13 на странице 57- 58 учебника под редакцией Р. Алимкуловой, составьте кластер «Значение нервной системы».

Г). Нервная ткань. Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы.

Актуализация знаний об особенностях строения нервной ткани.

  1. Что называется тканью? Сколько типов тканей выделяют у животных?

  2. Какой тканью образована нервная система?

  3. Какое строение имеет нервная ткань?

  4. Что составляет основу нервной ткани?

Основу нервной системы составляют нервные клетки — нейроны.

Нейрон —  это нервная клетка с отростками.

  Строение нейрона: тело и отростки (длинный — аксон и короткие — дендриты).  

 Аксоны — длинные  отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета – миелиновой оболочкой. Роль аксона: проведение импульса от тела нейрона.

Их скопления в центральной нервной системе образуют белое вещество

Дендриты— короткие сильно ветвящиеся отростки, не покрытые оболочкой.

Роль дендритов: проведение импульса к телу нейрона (Просмотр видеофильма «Нейроны» с обсуждением).

.

Neuron_rus

Д). Виды нейронов по функциям (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Просмотр видеофильма «Нервная система» с обсуждением.

Нейроны выполняют функции восприятия, передачи и хранения информации.

Нейроны по функциональным свойствам делятся на

  • двигательные (центробежные), передающие возбуждение из цнс к рабочему органу;

  •  вставочные, контактные или промежуточные, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы. 

Е). Нервный узел или ганглии, нейроглии, нервы, медиаторы, синапс (Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервный узел или ганглии – скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.

Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы: чувствительные, двигательные и смешанные. 

Медиаторы — физиологически активные вещества, выделяющиеся в результате возбуждения.

Синапс (от греч. «синапсис» — соединение, связь)образовании служащее для передачи нервного импульса между возбудимыми клетками (видеофильм «Передача нервного импульса» с обсуждением).

Ж). Типы нервных систем («Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

Нервная система по строению делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, нервные узлы и нервные окончания). 

Нервная система по функциональному признаку делится на соматическую и вегетативную (симпатическую и парасимпатическую).

Соматическая нервная система

  • обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц;

  • стимулирует сердечную деятельность и др;

  • благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой;

  • путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения;

  • функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию.

Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует все внутренние органы, регулирует обменные процессы, рост организма.

Действия вегетативной нервной системы, в отличие от соматической, не подчиняется воле человека, она «работает» независимо от нее, отсюда ее второе название — автономная.

Признак

Соматическая нервная система

Вегетативная нервная система

Какие органы и системы органов иннервирует

Скелетная  мускулатура (поперечнополосатая мышечная ткань), суставы, сухожилия.

Гладкая мускулатура органов, железы, сердечная мышца.

Подконтрольность сознанию

Подконтрольна.

Не подконтрольна, автономна.

Расположение управляющих центров

Кора больших полушарий.

Промежуточный, средний, продолговатый и спинной мозг.

Местоположение центробежного нервного узла (ганглия)

В передних рогах спинного мозга.

В средних рогах и передних корешках спинного мозга. Парные узлы, расположенные в два ряда.

Наличие вторых узлов (ганглиев) вне цнс

Нет.

Есть (вблизи спинного мозга – у симпатической системы).

Наличие миелиновой оболочки

Имеется на всем протяжении нерва.

Имеется лишь до узлов, после узла отсутствует.

Скорость проведения нервного импульса

Высокая (30 – 120 м/с).

Низкая (1 – 3 м/с).

Деятельность нервной системы основывается на процессах: возбуждение и торможение.

Нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого нервные клетки обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

З). Рефлекс. Рефлекторная дуга («Электронное пособие по биологии. 8 класс»).

1. В основе деятельности нервной системы человека лежит рефлекс (от лат. «рефлексус» — отражение) — ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и  внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

 2. Рефлексы – основная форма нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

3. Рефлексы делятся на безусловные и условные

Используя таблицу из «Электронного пособия по биологии. 8 класс), материал учебника на странице 25, изучите и запишите в тетрадь характеристики безусловных и условных рефлексов.

 Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные.

Приобретенные организмом в течении жизни.

Видовые.

Индивидуальные.

Жизнь без них, как правило, невозможна.

Способствуют выживанию.

Осуществляется в ответ на безусловный раздражитель.

Осуществляется в ответ на любое воспринимаемое организмом раздражение;

формируется на базе безусловных рефлексов.

Имеют готовые и постоянные рефлекторные дуги.

Не имеют готовых и постоянных рефлекторных дуг;

их дуги временны и формируются при определенных условиях.

Относительно постоянные, мало изменяющиеся в течение жизни.

Непостоянные, могут вырабатываться и исчезнуть.

Не поддаются торможению.

Возможно как внешнее, так и внутреннее торможение.

Независимы от внешней среды.

Изменяются под влиянием внешней среды — адаптируются.

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола мозга и подкорковых ядер (то есть рефлекторные дуги проходят через эти отделы центральной нервной системы).

Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга (то есть рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий).

Являются основой инстинктивного поведения.

Являются основой формирования навыков.

Примеры: дыхательный, сосательный, глотательный, слюноотделительный, болевой и другие.

Примеры: слюноотделение у собаки в ответ на условный раздражитель (свет0 в опытах И.П.Павлова: дрессировка животных, индивидуальные привычки каждого человека, благотворное влияние соблюдения режима дня на самочувствие человека и  другие.

4. Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого  организма и его приспособление к меняющимся условиям среды. Например, при повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется работа сердца. Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия среды.

5. Рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу (Просмотр видеофильм «Рефлекс» с обсуждением). 

D:\Desktop\image002 (1).jpgРис. 18(«Электронное пособие по биологии.

8 класс»).

6 В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

а). Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Обычно рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной части тела. Совокупность рецепторных образований, которые при раздражении приводят к появлению определенного специфического рефлекса, называют рефлексогенной зоной.

б). Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру.

в). Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

г). Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

д). Рабочий орган – реагирует на получение раздражение. Таблица 10 . Рис. 19.

7. Принцип обратной связи: информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

Например, ребенок, увидев знакомую игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда — что надо делать. Это прямые связи.

Вот ребенок схватил игрушку, — тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи.

8. Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган –  мозг,  по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности  выполняемого действия. Поэтому правильно говорить не о рефлекторной  дуге, а о рефлекторном кольце илирефлекторной цепи.

9. И.М.Сеченов и И.П.Павлов – основоположники рефлекторной теории.

Р

Р
ЧП

Р

ИП

Р

ИП

ЧП

НО

Р
ИП
НО

Р
ИП
НО

Р

НО

Р

ИП

Р
НО
ИП

Коллект

Работа в группах

Индивид

Фронтал

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

IV.

А). Устно:

  1. Что осуществляет в организме рецептор?

  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон).

  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?

  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?

  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

Б). Работа в группах по заданию:

Обсудите и выскажите общее мнение группы по решению предложенной биологической задачи:

1 группа:

Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

2 группа:

 Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается;  у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие — к условным? Ответ поясните.

3 группа:

На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

4 группа:

 У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?

5 группа:

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. Как вы можете это объяснить?

В). Вместо точек вставьте пропущенные слова:

1 вариант:

     …….- структурная и функциональная единица нервной системы. Он состоит из….и ….. Один длинный, мало ветвящийся отросток -…..и несколько коротких отростков- ….

 Длинный отросток нервной клетки покрытый ….. оболочкой называется нервным волокном, скопления которых образуют …..  ……   Скопления коротких отростков образуют …..  …..  .  Скопление нервных волокон, покрытое сверху соединительнотканной оболочкой, называется ….. 

 2 вариант:

Основной формой нервной деятельности является ….. . Во всех органах тела располагаются нервные окончания-…..  .  Они воспринимают раздражения и преобразуют его в …..  ….., который передаётся по ….. нейронам и достигает центральной нервной системы. Здесь формируется ответная реакция на раздражение и по …… нейронам поступает к исполнительному …органу.

Ответы:

1 вариант:

Нейрон, тело,  отростки,  аксон,  дендриты,  миелиновая,  белое вещество,  серое вещество,  нерв.

2 вариант:

Рефлекс, рецепторы, нервный импульс, чувствительные, двигательные, рабочий.

Р

ПП

Р

Р

Фронтал

Работа в группах

Индивид

+

+

+

+

+

+

V.

Подведение итогов

Работая в группах, самостоятельно сделайте выводы урока

Р

Работа в группах

+

VI.

Д/З:

Параграф 13

Ответьте письменно на вопрос:

При изучении рефлекторной дуги И.П.Павлов образно назвал центростремительные нервные волокна «осведомительными», а центробежные — «командными». Почему?

Р

Индивид

VII.

Рефлексия

D:\Desktop\рефлексии\img23 (1).jpg

Р

Индивид

Литература и Интернет – источники:

  1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

  2. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с. 

  3. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

  4. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

  5. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.

  6. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

  7. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

  8. А.Г.Хрипкова. Физиология человека. М., «Просвещение», 1971, 159с.

  9. Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская Биология, Минск, «Вышэйшая школа», 2000, 524с.

  10. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.

  11. Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М., «Просвещение», 1989, 193с.

  12. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

  13. З.А.Власова. Биология. Справочник школьника. М., 1995, 574с.

  14. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

Презентация к уроку биологии в 8 классе»Рефлекторный принцип работы нервной системы»

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация к уроку биологии в 8 классе»Рефлекторный принцип работы нервной системы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Рефлекторный принцип работы нервной системы Урок биологии в 8 классе. Учитель Описание слайда:

Рефлекторный принцип работы нервной системы Урок биологии в 8 классе. Учитель Т.В. Гаврилова

2 слайд «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть Описание слайда:

«Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». И.М. Сеченов «Рефлексы суть и элементы постоянного приспособления организмов к внешней среде или постоянного уравновешивания». И.П. Павлов

3 слайд Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) Российский ученый и мыслитель, создатель Описание слайда:

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) Российский ученый и мыслитель, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской АН. В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) Иван Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Иван Петрович Павлов(1849 — 1936) Российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). С его именем связаны все самые выдающиеся достижения в области физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Классические труды по физиологии пищеварения были отмечены Нобелевской премией в 1904г.

4 слайд План урока Сравнение понятий «рефлекс» и «раздражимость». Строение рефлекторн Описание слайда:

План урока Сравнение понятий «рефлекс» и «раздражимость». Строение рефлекторной дуги. Виды рефлексов. Условия выработки условных рефлексов.

5 слайд Сравнение понятий «рефлекс» и «раздражимость» Раздражимость – свойство всех ж Описание слайда:

Сравнение понятий «рефлекс» и «раздражимость» Раздражимость – свойство всех живых организмов реагировать на внешние или внутренние воздействия – раздражители. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Эвглена зеленая Гидра обыкновенная

6 слайд Строение рефлекторной дуги Рефлекторная дуга – морфологическая основа рефлекс Описание слайда:

Строение рефлекторной дуги Рефлекторная дуга – морфологическая основа рефлекса, путь нервного импульса при его осуществлении.

7 слайд Строение рефлекторной дуги Рефлекторная дуга – морфологическая основа рефлекс Описание слайда:

Строение рефлекторной дуги Рефлекторная дуга – морфологическая основа рефлекса, путь нервного импульса при его осуществлении. Рефлекторная дуга состоит из 5 основных элементов: рецептор – специфичная клетка, воспринимающая сигналы из внешней или внутренней среды организма и преобразующая их в нервные импульсы; чувствительный нейрон (афферентный путь) передает информацию от рецептора в ЦНС; нервный центр ЦНС, образованный вставочным нейроном. Обработка информации и принятие решений. двигательный нейрон (эфферентный путь) передает команду из ЦНС на рабочий орган; рабочий орган (эффектор) – орган-исполнитель команды (мышца, железа)

8 слайд Виды рефлексов Безусловные рефлексы Условные рефлексы Врожденные рефлекторные Описание слайда:

Виды рефлексов Безусловные рефлексы Условные рефлексы Врожденные рефлекторные реакции, их рефлекторные дуги готовы к моменту рождения. Безусловные рефлексы постоянно, закономерно возникают под действием соответствующих раздражителей, действующих на определенные рецепторы. Примеры: акты глотания, чихания, сосания, жевания, слюноотделения, и др. Сложные безусловные рефлексы направленные на удовлетворение какой-то потребности составляют инстинкты (пищевой, родительский, защитный и т.п.) Приобретаются организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта». Выработка новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды. Являются индивидуальными; непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть. Условные рефлексы формируются на основе безусловных и с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий).

9 слайд Сравнение условных и безусловных рефлексов Приобретенные, вырабатываются в те Описание слайда:

Сравнение условных и безусловных рефлексов Приобретенные, вырабатываются в течение жизни. Врожденные, передаются по наследству. Видовые, свойственны всем представителям данного биологического вида. Индивидуальные, у каждой особи вида свои. Временные и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть. Постоянные, сохраняются в течение всей жизни Образуются на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецепторам. Осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептору. Центры рефлексов могут находиться только в высших отделах ЦНС (кора больших полушарий и подкорка). Центры рефлексов находятся в любых отделах ЦНС. Кашель, чихание, слюноотделение. Выделение слюны на вид лимона, реакция на звонок с урока. Б У У У У У У Б Б Б Б Б

10 слайд В основе дрессировки животных – выработка условных рефлексов Описание слайда:

В основе дрессировки животных – выработка условных рефлексов

11 слайд Любое обучение – это выработка условных рефлексов Описание слайда:

Любое обучение – это выработка условных рефлексов

12 слайд Условия выработки условных рефлексов Условные рефлекс создается на базе безус Описание слайда:

Условия выработки условных рефлексов Условные рефлекс создается на базе безусловного. Начало действия условного раздражителя (сигнал) должно предшествовать началу действия безусловного подкрепления (стимул). Если стимул достигается, интерес к сигналу сразу утрачивается. Необходимо многократное повторение комбинации условного и безусловного раздражителей (сигнал – стимул). Оптимальное состояние организма (здоровье), и в первую очередь состояние коры больших полушарий; Отсутствие посторонних сигналов как из внешней среды, так и от внутренних органов. Повторение: сигнал — стимул стимул сигнал

13 слайд Работа с текстом Найдите и выделите в предложенном тексте (см. приложение) пр Описание слайда:

Работа с текстом Найдите и выделите в предложенном тексте (см. приложение) примеры проявления раздражимости, условных и безусловных рефлексов. Раздражимость: сворачивание листьев у мимозы при прикосновении к ним; движение эвглены зеленой на освещенную сторону банки. Безусловные рефлексы: охотничьи повадки кошачьих; строительство гнезд птицами; сжимание гидры в комочек при прикосновении; одергивание лапы и хвоста котом, если наступить на них; скручивание дождевого червя при прикосновении. Условные рефлексы: пробуждение на звук будильника; бег кота на кухню при звуке открывающегося холодильника.

14 слайд Выводы: В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответная реакция на р Описание слайда:

Выводы: В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответная реакция на раздражение. Рефлексы делятся на условные – выработанные в течение жизни и безусловные – врожденные. Безусловные рефлексы обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза), сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды), размножение и сохранение вида в целом. Благодаря условным рефлексам живые организмы, в том числе и человек, приспосабливаются к меняющимся условиям среды, приобретают навыки и умения. Рефлексы лежат в основе обучения и воспитания.

15 слайд «Верите ли вы?» Рефлексы бывают условные и безусловные. Все живые организмы о Описание слайда:

«Верите ли вы?» Рефлексы бывают условные и безусловные. Все живые организмы обладают рефлексами. Рефлекторный принцип работы нервной системы был открыт французским ученым Р.Декартом в XVII веке. Большой вклад в развитие рефлекторной теории внес русский ученый И.И. Мечников. Чихание и кашель – это рефлексы. Даже у мухи можно выработать условный рефлекс.

16 слайд Творческая работа 1строка – 1 существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 с Описание слайда:

Творческая работа 1строка – 1 существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение 5 строка – существительное – синоним 1 строки Синквейн РЕФЛЕКС Стих о рефлексе

17 слайд Домашнее задание Прочитать текст учебника на стр. 57-59, знать определения по Описание слайда:

Домашнее задание Прочитать текст учебника на стр. 57-59, знать определения понятий «рефлекс», «раздражимость», «рефлекторная дуга», уметь изображать схему рефлекторной дуги, сравнивать условный и безусловный рефлексы.

18 слайд Спасибо за урок! Описание слайда:

Спасибо за урок!

19 слайд Спасибо за урок! Описание слайда: Спасибо за урок!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Спасибо за урок!

Курс повышения квалификации

Спасибо за урок!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-396222

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Значение, строение и функционирование нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга

Значение нервной системы.

Для функционирования организма необходимо:

·         Способность воспринимать информацию из окружающей и внутренней среды, обрабатывать её и по возможности, адекватно на неё реагировать.

·         Организм, состоящий из нескольких триллионов клеток, должен функционировать, как единое целое.

Всё это обеспечивает нервная система. Именно она ответственна за способность организма приспосабливаться к окружающей среде и собственно, выживать.

Строение нервной системы.

Нервная ткань состоит из клеток, называемых нейронами. Клетки соединены между собой отростками. Связь между ними происходит путём генерирования и передачи нервного импульса.

Анатомически, то есть по месторасположению, нервная система делится на две части: центральную (ЦНС) и периферическую.

Центральная включает в себя головной мозг и спинной мозг. Эти отделы представлены скоплениями нервных клеток, образуя нервные центры.

Периферическая нервная система состоит из нервов, нервных узлов и нервных окончаний.

Нерв (лат. nervus) ─ покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон (главным образом, аксонов) и поддерживающей их нейроглии.

Нервы бывают трёх типов: чувствительные, двигательные и смешанные.

Чувствительные нервы, проводят нервные импульсы от рецепторов к ЦНС
Двигательные – из ЦНС к органам-исполнителям.
Смешанные проводят нервные импульсы в обоих направлениях.

Нервные узлы (ганглии) представляют собой скопления тел нейронов, расположенные вне пределов центральной нервной системы.

Физиологически, то есть по выполняемым функциям, нервную систему подразделяют также на две части, или отдела: соматический и вегетативный (автономный).

Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Благодаря ей мы совершаем произвольные движения.

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Эта часть нервной системы неподвластна нашей воле (например, желудок, сердце, почки функционируют независимо от желания человека) и работает автономно. Отсюда происходит и название этого отдела.

Нервная система человека функционирует на основе рефлексов. Наши мысли и поступки могут быть гениальными и не совсем благовидными, но все они рефлекторны и укладываются в уже упомянутую схему: восприятие раздражения – обработка информации – ответная реакция.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие из внешней или внутренней среды при участии нервной системы.

При этом нервный импульс, распространяемый по нейронам, проделывает определённый путь по нервной системе. Этот путь называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга соматического отдела нервной системы состоит из трёх нейронов. Проследим прохождение нервного импульса.

Таким образом, по чувствительным нейронам (тела которых располагаются в нервных узлах) нервный импульс передаётся в центральную нервную систему, где происходит обработка информации, а оттуда поступает сигнал рабочему органу выполнить команду.

В нашем примере мы рефлекторно отдёрнем руку. Но произойдёт это только при условии, что все звенья рефлекторной дуги возбуждены, а места контакта нейронов (синапсы) содержат медиатор, не вызывающий торможения данного рефлекса.

В рефлекторной деятельности прохождение нервного импульса от мозга к органам является примером прямой связи. А от органов к мозгу – обратной.

Если рефлекс включает в себя несколько этапов, то каждый последующий не начинается, пока в ЦНС по обратным связям не поступит информация, что предыдущий этап завершён.

Итог урока. Нервная система человека обеспечивает приспособленность организма к окружающей среде и функционирование его, как единого целого.

Анатомически нервная система состоит из центральной и периферической, а физиологически из соматической и вегетативной (автономной). Соматическая обеспечивает работу скелетной мускулатуры, автономная – работу внутренних органов.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие из внешней или внутренней среды при участии нервной системы

Нервный импульс распространятся по рефлекторной дуге, которая включает в себя чувствительный, вставочный и двигательный нейроны.

 

Технологическая карта урока по биологии 8 класс «Рефлекс и рефлекторная дуга»

Технологическая карта урока

Предмет, класс: Биология, 8 класс

Автор УМК: М.Б. Жемчугова, Н. И. Романова

Тема урока: Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.

Основные понятия: рефлекс, рефлексы: соматические, вегетативные; безусловные, условные, рефлекторная дуга.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся

Получат возможность научиться

Продолжить формирование умений работать с текстом, структурировать учебный материал, представлять информацию в виде схем, таблиц, самостоятельно определять цель учебной деятельности, планировать свою работу, публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать.

Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, формирование понимания важности знаний о принципах работы нервной системы для наблюдения за своими здоровьем с целью его сохранения.

Давать определение понятиям «рефлекс», «рефлекторная дуга», различать вегетативные и соматические рефлексы, сравнивать условные и безусловные рефлексы, объяснять их значение для человека.

Описывать механизмы двухнейронной и трехнейронной рефлекторных дуг, изображать их схематично

Организационная структура урока

Мотивация

(1-2мин)

Для определения темы урока учащимся предлагается выслушать рассказ

В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось, что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. Борели доказывал, что из нерва в мышцу попадает «нервный сок», и она «намокает», а Геллер показал, что мышцы отвечают на прямое механическое, химическое или электрическое раздражение.

Сегодня на уроке вам предстоит убедиться, что рефлекс лежит в основе работы нервной системы, и выяснить, какова материальная основа и механизм осуществления рефлексов.

Формулируют предполагаемую тему урока.

Целеполагание и планирование

(3мин)

— Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Цели урока: после урока вы сможете

— дать определение понятиям «рефлекс», «рефлекторная дуга»;

— привести примеры рефлексов;

-назвать составные части рефлекторной дуги;

— объяснить значение рефлексов

План урока:

1.Рефлекс. Виды рефлексов.

2. Рефлекторная дуга, ее составные части.

3. Лабораторная опыт «Коленный рефлекс человека»

Учащиеся формулируют цели урока, отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,

в каком случае можно считать, что цели будут достигнуты?

«Какие вопросы касаются темы урока и могут войти в план урока?»

Актуализация знаний

(1мин)

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (устная беседа по вопросам рубрик «Вспомните!», «Как вы думаете?» к п.14 с.69 учебника

Учащиеся вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы

Основной этап (процессуально-деятельностный 20-23мин)

Реализация плана:

1.Рефлекс. Виды рефлексов

Объясните, существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да, то какая?

Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости? Задание №3

1.Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.

2.Если в каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в направлении от него.

3.Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.

4.Сворачивание листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним

5.Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.

6.Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

Задания№4

для работы по вариантам:

1 в — Прочитайте текст учебника на с.70 со слов» Все рефлексы подразделяются…» Составьте в тетради схему «Рефлексы»

Рефлексы

2в — Прочитайте текст статьи с.71-72. Заполните таблицу «Виды рефлексов» и дайте краткую характеристику.

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

3. Рефлекторная дуга, ее составные части.

Задания №5 для самостоятельной работы:

1.Прочитайте текст параграфа на с. 69 со слов: «С точки зрения анатомии…»

2. Выполните задание

Сопоставить «Звенья рефлекторной дуги и их функции»

4. Лабораторный опыт «Коленный рефлекс» Ответьте на вопрос

При осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце.

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Дают определение понятию «рефлекс»,

работают с текстом учебника, делают записи, схемы, заполняют таблицы в рабочей тетради, представляют результаты работы, обмениваются информацией.

1.Схема «Рефлексы»

Рефлексы

Соматические (двигательные) Приводят к сокращению скелетных мышц

Вегетативные
Изменяют работу внутренних органов

2. Таблица «Виды рефлексов»

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

Врожденные

Видовые

Неизменные

Сохраняются в течение всей жизни

Приобретенные

Индивидуальные

Изменяются в зависимости от условий среды

Могут затухать

Вырабатываются на основе безусловных

3. Таблица «Звенья рефлекторной дуги»

Функции звеньев

1. Рецептор

А) Проведение импульса в ЦНС

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Б) Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

В) Ответная реакция — эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Г) Преобразование раздражения в нервные импульсы

5. Рабочий орган (Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе)

Д) Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

-просмотр видеофрагмента «Коленный рефлекс»

-подведение итогов лабораторного опыта.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5мин)

Задание вставить пропущенные слова

Учащиеся выполняют задание

Рефлексия и оценивание

(3-4мин)

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Знаю..

Понимаю…

Умею….

Лесенка успеха

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Определяют свое настроение в конце урока.

Домашнее задание(1мин)

§14, рабочая тетрадь 4,5

Дополнительное задание: Составить тест по §14

Учащиеся записывают домашнее задание.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о