Что такое стереоэффект – стереоэффект Пульфриха — это… Что такое стереоэффект Пульфриха?

Содержание

Значение слова СТЕРЕОЭФФЕКТ. Что такое СТЕРЕОЭФФЕКТ?

  • Стереоэффе́кт (зрительный) — ощущение протяжённости пространства и рельефности, возникающие при наблюдении реальных объектов, рассматривании стереопар, автостереограмм, стереофотографий, стереоизображений и голограмм (см. бинокулярное зрение).

    Термин стереоэффект употребляется также в акустике, звукозаписи и радиовещании и означает создание «эффекта присутствия» при воспроизведении фонограмм (трансляции) звуков, записанных на два микрофона, разнесённых в пространстве и/или направленных в разные стороны, аналогично слуховому аппарату человека (см. стереофония).

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сербохорватский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Стереофония — Википедия

Стереофони́я[1] или Стереозву́к

(от др.-греч. στερεός «стереос» — «твёрдый, пространственный» и φωνή — «звук») — метод воспроизведения звука, при котором создаётся иллюзия «звуковой перспективы» с сохранением направлений на разные источники звука. Это достигается за счёт использования бинаурального эффекта и одновременной передачи звуковой информации по двум и более независимым каналам, в отличие от монофонической звукопередачи, когда звук передаётся по единственному каналу.

В обиходе стереофонической принято называть двухканальную звукозапись, однако это понятие охватывает более широкую сферу, обозначая объёмное звучание с любым количеством каналов. Термин «стереофония» в равной степени относится к таким понятиям, как «квадрофония»Перейти к разделу «#Квадрофония» и «объёмный звук». При воспроизведении стереофонической записи через единственный громкоговоритель качество звука снижается из-за интерференции сигналов разных каналов, отличающихся по фазе.

Существуют два принципиально разных способа получения стереофонической записи. При первом для фиксации звукового поля используются два и более микрофонов, разнесённых на определённое расстояние друг от друга. Пульсирующий ток звуковой частоты, создаваемый каждым из микрофонов, усиливается отдельными независимыми друг от друга усилителями, и записывается на отдельные каналы носителя. При воспроизведении звук, полученный от каждого из микрофонов, усиливается независимо и подаётся на отдельные громкоговорители или акустические системы, расположенные в соответствии с размещением микрофонов. Таким образом воссоздаётся звуковая картина, существовавшая в момент записи. Идеальным способом воспроизведения звукового поля считается условная плоскость, состоящая из бесконечно малых динамиков, передающих звук от расположенных таким же образом микрофонов. В звукозаписи музыкальных произведений для получения стереоэффекта достаточным считается наличие двух независимых каналов, а в кинематографе их не должно быть меньше трёх, чтобы исключить «провал» в центре звуковой картины, соответствующем середине экрана. Так, в широкоэкранных кинематографических системах «Синемаскоп» и «Широкий экран» использовались три фронтальных канала, а в широкоформатных системах «Тодд-АО» и «НИКФИ» — пять

[2][3].

Второй способ получил название псевдостерео, и в отличие от первого не требует нескольких микрофонов для записи звукового поля. Стереофоническая фонограмма создаётся путём распределения по разным каналам нескольких исходных монофонических записей (см. Многодорожечная запись

) при помощи «панорамного микшера»[4]. При создании псевдостереофонических фонограмм разные источники звука записываются по отдельности или для них устанавливаются отдельные микрофоны. Затем, в процессе сведе́ния (микширования) полученные сигналы распределяются по каналам готовой фонограммы. При этом эффект локализации источников звука создаётся как регулировкой уровня записи в разных каналах, так и коррекцией частотной характеристики, поскольку известно, что высокие частоты в наибольшей степени влияют на иллюзию направления. Кроме того, эффект дополнительно достигается регулировкой интенсивности отражённого звука и степени запаздывания с помощью линий задержки.

В 1960-е годы в США часто практиковался выпуск так называемых «дуофонических» грампластинок, в которых изначально монофоническим записям придавался эффект стерео. Монозапись распределялась по двум каналам с одновременной коррекцией частотной характеристики. В канале, соответствующем частичной локализации звука, подчёркивались высокие частоты, тогда как в противоположном они заглушались при сохранении уровня низкочастотных сигналов. После этого звук в одном из каналов подвергался задержке на доли секунды, создавая, таким образом, эффект ложного эха. Звукозаписывающие компании поступали так с одноканальными записями, сделанными перед внедрением стереотехнологий (пластинки Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры), или в силу каких-либо технических причин записанных по одноканальной системе, несмотря на возможность стереофонии (The Beatles

[* 1], The Beach Boys; так называемый fake stereo).

В кинематографе[править | править код]

В кинематографе псевдостереофония пришла на смену многоканальной исходной записи в начале 1960-х годов, из-за технологической сложности синхронной киносъёмки. В Голливуде от линеек из нескольких микрофонов отказались в 1958 году, а в СССР эта технология была признана устаревшей в 1968 году; одним из последних советских широкоформатных фильмов, фонограмма которого записана пятиканальными стереомикрофонами, стала картина «Война и мир»

[5]. В дальнейшем исходную фонограмму записывали одноканальными магнитофонами с последующим распределением по каналам с помощью панорамного микшера; на киностудии «Мосфильм» для этого был сконструирован пульт стереофонической перезаписи с панорамным регулятором.[6]

Американская псевдостереофоническая система звуковоспроизведения «Перспекта» была основана на автоматическом переключении единственной звуковой дорожки на разные громкоговорители. Для этого в фонограмме записывались дополнительные управляющие сигналы с частотами 30, 35 и 40 Герц, не воспроизводящиеся усилителем. Сигналы каждой частоты подключали соответствующие громкоговорители, расположенные за экраном кинотеатров системы «Виставижн», создавая эффект следования звука за изображением.

[7]

На радио[править | править код]

В ЧМ-радиовещании наличие так называемого пилот-тона на частоте 19 кГц является признаком передачи стереофонического сигнала. Выделенная в радиоприёмнике вторая гармоника частоты 19 кГц (38 кГц) используется как опорная частота для полного восстановления стереофонического сигнала.

Впервые принцип стереофонии на практике был осуществлён в 1881 году в Париже Клементом Адером. На сцене Парижской Оперы Адер расположил ряд телефонных трансляторов, сигнал от которых по проводам шёл в кабины Парижской электрической выставки. Посетители кабин могли услышать концерт в прямой трансляции через две телефонные трубки (для каждого уха).

Впоследствии наладился коммерческий выпуск двухканальных телефонов: в 1890—1932 гг. во Франции под названием «Théâtrophone», в 1895—1925 гг. в Великобритании под названием «Electrophone»; массового распространения они не имели.

В звукозаписи первые пробы в стерефонии проводились в начале 1930-х гг. Большой вклад в развитие стереофонии внесли изобретения английского инженера Алана Блюмлейна. Его стереопара микрофонов («пара Блюмлейна») по сей день находит применение в практике звукозаписи. Она состоит из двух близко расположенных двунаправленных микрофонов, сориентированных под прямым углом друг к другу. В 1931 году он и его коллеги создали пробный киноролик под названием «Walking And Talking» с использованием стереозвука, а в 1935 году — при его участи был создан короткометражный фильм «Trains at Hayes», который является первым в истории фильмом со стереозвучанием[8].

В марте 1932 года в филадельфийской Академии музыки была осуществлена запись с использованием двух микрофонов, сигнал от которых шёл к двум иглам, нарезавшим две раздельные канавки на одном и том же восковом диске. Первая из этих записей, сделанная 12 марта 1932 года (во время исполнения «Прометея» Александра Cкрябина) является наиболее ранней дошедшей до наших дней стереофонической записью. Первая же в истории стереогрампластинка была выпущена в 1933 году компанией EMI: по двум сторонам канавки были размещены соответственно два раздельных канала. В 1940 году был создан первый полнометражный анимационный фильм «Фантазия» с псевдостереофонической трёхканальной фонограммой. Запись воспроизводилась по системе «Фантасаунд» с отдельной киноплёнки. Однако, из-за чрезвычайной сложности системы и слабо выраженного стереоэффекта дальнейшего развития она не получила

[9].

В феврале 1954 года студия RCA Victor осуществила стереозапись, используя многоканальную аппаратуру: выступление Бостонского симфонического оркестра было зафиксировано одновременно как на моно- так и на двухканальной плёнке. Последовало ещё несколько подобных записей, однако они не были предназначены для выхода на пластинках, так как ещё не существовало рынка массовой аппаратуры воспроизведения стереозвука. Однако уже через год, в 1955, появились первые стереомагнитофоны, и наладился выпуск стерео-бобин. C 1957 года процесс записи в формате стерео стал превалирующим в американской музыкальной индустрии.

В 1958 году компания Western Electric изготовила аппарат Westrex, позволявший нарезать стереодиски, с которых, наконец, было возможно тиражирование обычных грампластинок (именно Western Electric ввели в обращение слова «стерео», «стереофонический» в области звукозаписи). В том же году вышла и первая коммерческая стереопластинка. Однако, вплоть до конца 1960-х гг. значительное число грампластинок выходило в монозвучании, несмотря на студийную стереозапись.

Квадрофония (от лат. quattuor — четыре и др.-греч. φωνή — звук) — разновидность стереофонии, в которой используются 4 независимых канала. В отличие от двуканального стереозвука, образующего панораму перед слушателем, квадрозвук предназначен окружить слушателя с 4 сторон и создать ощущение его присутствия «внутри звука». Квадродинамики, как и микрофоны, располагают по углам комнаты, но возможны и другие расположения, например по центру стен. Квадро имело ограниченный успех в 60—80-x годаx прошлого века, но коммерчески не состоялось прежде всего из-за стоимости аппаратуры, а также, как следствие, малого спроса на многоканальные носители звука. Сегодня интерес к квадро возрождается, благодаря распространённости форматов многоканального звука (5.1).

  1. ↑ Стереофония в словарях
  2. ↑ Коноплёв, 1975, с. 29.
  3. ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 30.
  4. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 122.
  5. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 171.
  6. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 164.
  7. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 498.
  8. ↑ Об Алане Дауэре Блюмлейне, крестном отце звукозаписи и стереозвука
  9. ↑ Системы кино и стереозвук, 1972, с. 126.
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М.: «Искусство», 1972. — С. 122—124. — 336 с. — 3500 экз.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 25-34. — 440 с.
  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.

Стереоэффект и условия его получения. — Студопедия.Нет

Объемное пространственное представление о предметах можно получить искусственным путем, если заменить сам предмет двумя его перекрывающимися изображениями, снятыми с двух точек. Такую пару фотоснимков называют стереоскопической парой (стереопарой), а возникающее при этом пространственное изображение на перекрывающихся частях — стереомоделью или стереоэффектом.

Различают прямой, обратный и нулевой стереоэффект. Для того чтобы получить по фотоизображениям (аэросним­кам) прямой стереоскопический эффект, необходимо расположить их перекрывающимися частями внутрь. Если поменять снимки местами, т. е. левый снимок расположить перед пра­вым глазом, а правый — перед левым, то будем наблюдать обратный стереоэффект. Перекрывающиеся части в этом слу­чае окажутся наружу. При нулевом стероэффекте фотоизобра­жение представится планом. Перекрывающиеся части распо­лагаются под углом 90°.

Измерение фотоизображений чаще всего ведут при прямом стереоэффекте,

Пространственное изображение предметов можно получить в основном двумя способами: а) невооруженным зрением, б) с помощью специальных оптических приборов — стерео­скопов.

Для получения стереомодели невооруженным глазом нуж­но расположить фотоизображения фигур перекрывающимися частями внутрь. Расстояние между их центрами должно быть равно глазному базису (около 65 мм).Поднести обе фигуры к глазам до полного их наложения друг на друга, а затем удалить на расстояние наилучшего зрения (250 мм). При некоторой натренированности стереоэффект получается довольно быстро. Однако к данному приему прибегают очень редко, так как полученную модель нельзя измерить, глаза быстро утомляются и стереоэффект пропадает.

Для получения устойчивого стереоэффекта, повышения точности стереозрения и измерения стереомоделей используют стереоскопы и стереометры.

В настоящее время существуют простые и измерительные стереоскопы различных конструкций. Однако наиболее распространенными являются линзово-зеркальные различной модификации.

Линзово-зеркальный стереоскоп, состоит из двух пар больших и малых зеркал и двух линз. Зеркала и линзы закреплены на металлической пластинке. Прибор устанавливается на 4 ножках. Увеличение стереоскопа колеблется от 1,2 до 1,5, благодаря чему одновременно можно наблюдать большую площадь стереопары снимка (около 8х8 см).

Для получения обратного изображения этих же фигур фотоснимки нужно поменять местами. Нулевой стереоэффект возникает, когда фотоснимки расположены друг к другу под углом 90°.

Условия получения стереоэффекта на аэроснимках более сложные. Прежде всего необходимо нанести на аэроснимки главные точки и начальные базисные направления.

Для получения правильного и устойчивого стереоэффекта аэроснимки должны ориентироваться так, чтобы базисные ли­нии, базис стереоскопа и базис зрения были параллельны между собой, а расстояние между их центрами равнялось базису стереоскопа.

Существует ряд приемов быстрого получения стереоскопического эффекта стереопар.

На идентичные точки правого и левого снимков наклады­вают пальцы и под стереоскопом добиваются их совмещения.

Вместо пальцев используют хорошо видимые другие предметы (мелкую монету, кнопки и др.).

На одинаковые линии правого и левого аэроснимка на­кладывают спички и, сдвигая или раздвигая их, добиваются полного совмещения.

Как только изображения использованных предметов со­льются, возникает стереоскопическая модель местности. Стерео­эффект устойчив, если при его рассмотрении глаза не утом­ляются и после кратковременного перерыва он не пропадает.

Затем аэроснимки закрепляются грузиками или кнопка­ми. В учебных целях можно пользоваться монтажным щитом. В дальнейшем, при необходимости наблюдений в разных ча­стях аэроснимков, стереоскоп переставляют.

Уложенные таким образом аэроснимки пригодны для изме­рения видимого фотоизображения. Замерив высоту стереомодели отдельного дерева или стены леса, легко вычислить ее истинное значение, зная вертикальный масштаб аэроснимков.

Определение вертикального масштаба. Вертикальный масштаб представляет отношение превыше­ния объекта наблюдаемого в стереоскоп (hс) к его превыше­нию на местности (h).

При использовании линзово-зеркального стереоскопа с кратностью увеличения в 1,4 раза значение вертикального масштаба нужно уменьшить на эту величину.

 

шесть полезных советов [перевод] / Stereo.ru

Большинство любителей музыки с этим согласны, но я заметил, что многие аудиофилы и даже эксперты часто нарушают базовые принципы, которые влияют на конечный результат. Мне кажется, рассказать еще раз об этих принципах лишним не будет. Большинство вещей, о которых пойдет речь ниже, вам уже должно быть знакомо. Однако я надеюсь, что статья все рано получится интересной. В конце материала я уделил внимание одному важному аспекту, о котором часто забывают. Итак, предлагаю вам несколько техник, улучшающих процесс прослушивания стерео.

1. Уберите все, что находится между вами и вашими колонками

Качество стереофонического эффекта зависит от разных мелких нюансов. Многое зависит от того, как именно звуки доходят до уха. Звуки, доносящиеся до нас самыми последними — это то, что мы слышим в данный момент. Эти звуки играют важную для нас роль, но когда речь идет о стерео, срабатывает «эффект предшествования». Под этим психоакустическим термином подразумевается особенность нашего мозга не придавать значения «последним» звукам. [От переводчика: эффект предшествования или эффект Хааса — это свойство слуховой системы человека, при котором он слышит только одиночный звук, который быстрее достиг уха. Этот эффект проявляется при излучении двух похожих звуков из разных направлений в быстрой последовательности].

Между вами и колонкой ничего быть не должно. Все лишнее с пола и потолка следует убрать. Можно оставить ковер на полу, что поможет минимизировать ВЧ-отражения. Если у вас низкий потолок, то было бы неплохо, если бы он был мягким. По крайней мере, он должен быть ровным. Суть в том, что все объекты (компоненты системы, мебель и т.д.) мешают равномерному распространению звука. Если между колонкой и слушателем что-то находится, то теряется стереофонический эффект.

Несколько лет назад Демиан Мартин (Demian Martin) продемонстрировал мне, как это работает. Мы устроили слепой тест. Я с закрытыми глазами сидел в кресле для прослушивания и пытался уловить разницу в звучании. Без сомнений, разница была: в один момент стерео «рассыпалось» на части, звук стал расфокусированным, а чувство пространства ухудшилось. Оказалось, что Демиан молча положил на пол конверт от пластинки. Он положил его между колонками. Казалось бы, такое небольшое физическое изменение, но оно очень негативно повлияло на стереоэффект.

Представляете, как тогда влияет на звук журнальный столик между вами и колонками? А ведь это не редкость. Разумеется, столик перед вами позволяет удобно разложить пульт, диски и поставить напитки. Однако делать так не стоит. Если вы все-таки нарушаете это правило, то имейте в виду, что стерео способно на большее.

Мне вспоминается Кевин Воекс (Kevin Voecks), который как-то рассказал об одном аудиофиле, покрывшим пол дорогими акустическими рассеивателями. Не каждый бы пошел на такое. Но в чем смысл? Воекс тогда сказал, что «речи об образности звука уже, конечно, не было».

2. Уберите все лишнее рядом с вами

Рядом с вашими ушами также не должно быть никаких посторонних объектов. Например, вам не нужно кресло с высокой, огибающей голову спинкой. Лучше всего сидеть на специальном стуле или на кресле с низкой спинкой. Если ваша спина не выдержит такого испытания, то хотя бы выберите кресло, спинка которого не доходит до головы, и убедитесь, что обивка кресла мягкая.

Диваны и кресла из плотной кожи не подходят, так как они отражают высокие частоты. Если у вас такое кресло, то накройте его пледом. Лучше всего использовать стул или кресло с низкой спинкой. Попробуйте сами — и вы поймете, насколько лучше зазвучала ваша система.

3. Соблюдайте симметрию

Стереоэффект базируется на симметрии между двумя каналами. Раньше, когда мы не понимали принцип работы стерео и не придавали должного значения интерауральным различиям, многие пытались отрегулировать разницу звучания каналов с помощью настройки баланса и эквалайзера. Результат получался очень печальным, так как эквалайзер и баланс не помогут решить проблему с интерауральными временными различиями.

Процессорная обработка может помочь, но лучше соблюдать симметрию насколько это возможно. Как правило, DSP-коррекция лучше всего проявляет себя, когда в АЧХ нет резких подъемов и спадов.

Стоит учитывать и ваше положение в пространстве. Слушатель должен сидеть так, чтобы его уши были равноудалены от колонок. Большинство аудиофилов стараются не забывать об этом, но все равно нужно относиться к процессу щепетильнее.

Обратимся к цифрам. Наши уши способны улавливать различия вплоть до одной стотысячной секунды. Давайте нарочно занизим этот показатель до одной пятидесятитысячной. Важно то, как далеко звук успеет уйти за такой промежуток времени. Подсчитаем. За одну миллисекунду звук уйдет примерно на 30,5 см. За одну пятидесятитысячную секунды он убежит приблизительно на 0,6 см. Таким образом, чтобы получить от стереосистемы максимум, вам нужно точно замерить расстояние до каждой из колонок. Нужно постараться выставить их строго на одной линии. Здесь вам поможет измерительная рулетка.

4. Сядьте поближе к колонкам

Как бы мы ни старались, так называемые «ранние отражения» всегда будут присутствовать в музыке. Можно попытаться минимизировать их и сделать симметричными, но полностью от них не избавиться. Чтобы снизить воздействие ранних отражений, нужно добавить к ним максимум прямого сигнала. Именно поэтому нужно сидеть ближе к колонкам. Разумеется, слишком близко сидеть не получится и так делать не нужно. Кстати, чем ближе вы к акустике, тем выше вероятность расслышать нежелательные микровибрации. В любом случае добиться более качественного стереоэффекта можно, расположившись ближе к колонкам (в разумных пределах). Многие аудиофилы сидят слишком далеко от источников звука, слушая «комнату», а не прямой сигнал. Если сесть поближе, то можно изменить отношение прямой сигнал/отражения.

Также есть смысл сидеть подальше от стены за вами, и акустику тоже нужно ставить подальше от стены (если это, конечно, не встройка или специализированные колонки для установки рядом со стеной). Стоит отметить, что отражения от боковых стен не так страшны, но от них тоже нужно стараться избавиться.

5. Помещение должно быть «мягким»

Большинство музыкальных записей делаются с расчетом на появление отражений во время прослушивания. Аудиозаписи, созданные с расчетом на безэховые условия, встречаются редко. Как бы там ни было, добиться дома идеальных условий практически невозможно.

С моей точки зрения, лучше всего слушать стерео в комнате, где есть зона без отражений. В таком помещении слушатель получает прямой звуковой сигнал, а ранние отражения поглощаются или рассеиваются до незначительной степени. То есть отражения доходят до ушей, но гораздо позже прямого звука.

Создать зону без отражений весьма сложно, но частично добиться такого эффекта можно, если сделать стены мягкими. Поглощение высоких частот важно само по себе, а также это улучшает восприятие стереозаписей. В комнате с мягкими поглощающими панелями звук становится «приятнее», а передача стерео — правильнее.

Хуже всего слушать музыку в комнате со стеклянными стенами. Если у вас панорамные окна, то хорошо бы закрывать их плотными занавесками. Когда-то давно Питер Лингдорф (Peter Lyngdorf) притащил в мою квартиру в Копенгагене систему с коррекцией звучания. Квартира была замечательной — в ней была большая длинная стена из стекла и стали. Питер сказал мне, что слушать музыку в таком пространстве невозможно, но занавески могут помочь.

6. Расслабьтесь, сидите спокойно и закройте глаза

Симметрия предполагает прослушивание без лишних движений. Как только вы начнете двигаться вперед или назад, вы нарушите всю симметрию. Однако сидеть спокойно нужно не только по этой причине. Чтобы понять, о чем я, давайте уделим внимание нашему восприятию в целом. Тема сложна, поэтому я затрону ее лишь в общих чертах.

Восприятие окружающего мира подразумевает множество процессов, контролируемых мозгом. Все, что мы видим и слышим, это не просто свет в глазах и звуки в ушах: грубо говоря, восприятие складывается из множества составляющих, и если одна из них отсутствует, наш мозг сам находит ей замену.

Наверное, это все кажется вам пустой болтовней, но есть простой эксперимент, который доходчиво объяснит вам, как работает восприятие. Посмотрите на картину или фотографию с большим количеством трехмерных объектов или с перспективой. Затем закройте один глаз, а вторым посмотрите на изображение через какую-нибудь трубу, которая полностью закрывает все фоновые объекты за исключением самой картинки. Вы почувствуете, насколько усилился 3D-эффект. Если раньше вы не пробовали так делать, то вы не поверите своим глазам (точнее, глазу).

Почему это происходит? Суть в том, что мозг воспринимал картинку двумя глазами, а также анализировал фоновую визуальную информацию: какие-то составляющие подсказали мозгу, что на картине или фото изображены трехмерные объекты, а другие — что изображение двухмерно. Бинокулярное зрение позволило мозгу понять, что картинка плоская. Другими словами, наше зрение и мозг восприняли все правильно, поняв, что сама картинка двухмерна, но на ней изображены трехмерные объекты.

Когда вы смотрели на картинку одним глазом без какого-либо видимого фона, то подсказок для мозга не было — он воспринял изображение как трехмерное. Мы заставили наш мозг изменить восприятие.

Вернемся в мир звука. Наш мозг воспринимает расположение предметов в комнате и ее форму за счет небольших движений головой и мгновенного анализа изменений в звуке. Так мы можем понять, что находится впереди нас, а что — позади. Движения головы позволяют нам, кстати, определить расположение колонок в помещении, а также уловить акустические свойства комнаты.

По моему личному опыту (хотя, возможно, этому есть и документальное подтверждение), если сидеть спокойно и не шевелить головой во время музыкального сеанса, то мозг перестает пользоваться подсказками. Однако для восприятия ему нужны другие подсказки, и он начинает использовать те, что дают ему стереосигналы. Как мне кажется, эффект довольно ощутим. Слушатель будто бы погружается в стереофоническое пространство. Не могу ничего гарантировать, но вам тоже стоит попробовать этот метод. Если почувствуете разницу, то привыкните сидеть спокойно. Такое состояние подобно медитации, что хорошо подходит для прослушивания музыки. Как по мне, то стереоэффект становится более убедительным.

Наконец, о глазах: если закрыть глаза, когда слушаешь музыку, то исчезнут подсказки, указывающие на то, что ты не в концертном зале, а у себя дома. Не буду развивать эту тему. Полагаю, что многие пробовали так делать. Тем, кто не пробовал сидеть спокойно, настоятельно рекомендую устроить такой эксперимент.

Подведем итог

Глаза следует закрыть, тело расслабить, головой не вертеть. Сидеть нужно на стуле или на кресле с низкой спинкой, комната должна быть мягкой. Колонки должны стоять симметрично и не слишком близко к стене. Кресло для прослушивания также стоит расположить подальше от задней стены. Никаких объектов между вами и акустикой!

Если вы не соблюдаете хоть одно из эти правил, то вы еще не знаете, насколько хорошо работает стерео. Если же сделать все правильно, стереозвук можно будет сравнить с миражом. Приятного прослушивания!

Оригинал: How to Listen to Stereo. Six Tips for Optimizing the Listener Experience

(Фото никак не относятся к советам автора и поставлены только для оформления статьи)

стереоэффект Пульфриха — это… Что такое стереоэффект Пульфриха?


стереоэффект Пульфриха

— иллюзия зрительная, характерная субъективным ощущением глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на плоско качающийся маятник через красное стекло, а другим — через зеленое, то траектория качания маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причина эффекта кроется в различии латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины волны.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

стереоэффект Пульфриха
Этимология.

Происходит от греч. stereos — пространственный.

Категория.

Зрительная иллюзия.

Специфика.

Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим — через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины волны.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

  • стереотипизация
  • стиль

Смотреть что такое «стереоэффект Пульфриха» в других словарях:

  • Стереоэффект Пульфриха — зрительная иллюзия . Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим через зеленое,… …   Психологический словарь

  • Стереоэффект Пульфриха — Перцептивное искажение физического движения, возникающее при стимуляции левого и правого глаза светом разной интенсивности …   Психология ощущений: глоссарий

  • ПУЛЬФРИХА СТЕРЕОЭФФЕКТ — (англ. Pulfrich phenomenon) зрительная иллюзия движения в глубину, возникающая при бинокулярном наблюдении движущегося во фронтальной плоскости объекта (дистальный стимул) при условии создания разницы в проксимальной стимуляции правого и левого… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Пульфриха стереоэффект — (С. Pulfrich, 1858 1927, нем. оптик) зрительная иллюзия, заключающаяся в том, что если перед глазами поместить разные светофильтры (или нейтральный светофильтр перед одним глазом), то траектория движения маятника, качающегося в одной плоскости,… …   Большой медицинский словарь

  • Эффект Пульфриха — Для улучшения этой статьи желательно?: Проверить достоверность указанной в статье информации. Эффект Пульфриха  …   Википедия

  • иллюзия — (иллюзия восприятия) неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Стереоизображение — «Качающаяся» стереоскопия. Технология GIF анимации позволяет создать ощущение объёма даже при монокулярном зрении. Похожий механизм восприятия объёма реализует и природа  например, куры, качая головой, обеспечивают высококачественное… …   Википедия

  • Стереокинематограф — Стереокинематограф  разновидность кинематографических систем, имитирующих наличие третьего измерения, или вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека. Метод, как правило,… …   Википедия

  • Анаглиф — Картонные анаглифные очки Анаглиф (от греч. anáglyphos …   Википедия

  • Стереопара — Стереопара  пара плоских изображений одного и того же объекта (сюжета), имеющая различия между изображениями, призванные создать эффект объёма. Эффект возникает в силу того, что расположенные на разном удалении от наблюдателя части сюжета… …   Википедия

ПУЛЬФРИХА СТЕРЕОЭФФЕКТ — это… Что такое ПУЛЬФРИХА СТЕРЕОЭФФЕКТ?


ПУЛЬФРИХА СТЕРЕОЭФФЕКТ
(англ. Pulfrich phenomenon) — зрительная иллюзия движения в глубину, возникающая при бинокулярном наблюдении движущегося во фронтальной плоскости объекта (дистальный стимул) при условии создания разницы в проксимальной стимуляции правого и левого глаз по цветности и/или яркости. Если перед одним глазом поместить нейтральный светофильтр (или красное стекло, а перед др. — зеленое) и рассматривать 2 глазами маятник, качающийся во фронтальной плоскости, то его траектория будет казаться эллиптической и располагаться в трансверсальной плоскости (эффект глубины). Предполагается, что П. с. вызван межглазным различием латентных периодов ощущений, возникающих при воздействии световых потоков разной длины волны и интенсивности. Назван в честь его первого исследователя нем. физика Карла Пульфриха (1858-1927). (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ
  • ПУРКИНЬЕ ДЕРЕВО

Смотреть что такое «ПУЛЬФРИХА СТЕРЕОЭФФЕКТ» в других словарях:

  • Пульфриха стереоэффект — (С. Pulfrich, 1858 1927, нем. оптик) зрительная иллюзия, заключающаяся в том, что если перед глазами поместить разные светофильтры (или нейтральный светофильтр перед одним глазом), то траектория движения маятника, качающегося в одной плоскости,… …   Большой медицинский словарь

  • стереоэффект Пульфриха — иллюзия зрительная, характерная субъективным ощущением глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на плоско качающийся маятник через красное стекло, а другим через зеленое, то траектория… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Стереоэффект Пульфриха — зрительная иллюзия . Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим через зеленое,… …   Психологический словарь

  • Стереоэффект Пульфриха — Перцептивное искажение физического движения, возникающее при стимуляции левого и правого глаза светом разной интенсивности …   Психология ощущений: глоссарий

  • Эффект Пульфриха — Для улучшения этой статьи желательно?: Проверить достоверность указанной в статье информации. Эффект Пульфриха  …   Википедия

  • иллюзии восприятия — (от лат. illusio ошибка, заблуждение) неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «И. в.» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Стереоизображение — «Качающаяся» стереоскопия. Технология GIF анимации позволяет создать ощущение объёма даже при монокулярном зрении. Похожий механизм восприятия объёма реализует и природа  например, куры, качая головой, обеспечивают высококачественное… …   Википедия

  • Стереокинематограф — Стереокинематограф  разновидность кинематографических систем, имитирующих наличие третьего измерения, или вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства. В основе лежит феномен бинокулярного зрения человека. Метод, как правило,… …   Википедия

  • Анаглиф — Картонные анаглифные очки Анаглиф (от греч. anáglyphos …   Википедия

  • Стереопара — Стереопара  пара плоских изображений одного и того же объекта (сюжета), имеющая различия между изображениями, призванные создать эффект объёма. Эффект возникает в силу того, что расположенные на разном удалении от наблюдателя части сюжета… …   Википедия

Стереоизображение — это… Что такое Стереоизображение?

«Качающаяся» стереоскопия. Технология GIF-анимации позволяет создать ощущение объёма даже при монокулярном зрении. Похожий механизм восприятия объёма реализует и природа — например, куры, качая головой, обеспечивают высококачественное восприятие (хотя поля зрения их глаз перекрываются очень мало)

Стереоизображе́ние — картина или видеоряд, использующий два отдельных изображения, позволяющих достичь стереоэффекта.

Чтобы создать стереоизображение в программе трёхмерного моделирования, надо сделать двойной рендеринг сцены — с двух камер, соответствующих глазам наблюдателя.

Методы демонстрации объёмного изображения

«Истинная» стереоскопия

Для создания и просмотра стереоизображения используются различные устройства и методы:

  • Метод параллельного взгляда позволяет посмотреть полноцветную стереокартинку без наличия какого-либо оборудования, стереоэффект достигается за счет сведения глаз дальше плоскости изображения. Способ пригоден только для просмотра относительно небольших изображений размером 60—70 мм каждое, что обусловлено межзрачковым расстоянием человека. «Вольностей» с масштабированием изображения способ тоже не допускает.
  • Метод перекрёстного взгляда (cross-eye) аналогичен предыдущему, но глаза сводятся перед изображением («на переносице»). Предыдущий способ, при котором глаза смотрят как бы дальше изображения, предпочтительнее, поскольку вызывает меньшее напряжение глаз. С одной стороны, кросс-пара может быть произвольного размера и произвольно отмасштабирована при просмотре, с другой стороны — мнимое изображение возникает между экраном и наблюдателем, что ограничивает размеры изображённого объекта либо превращает его в «кукольную копию».
  • Метод зеркального разделения изображений (mirror split) позволяет обойтись без напряжения взгляда, применяя зеркало для разделения полей обзора. Стереокартинка для данного метода также, как и для предыдущего, представляет собой левый и правый кадры, только один из них зеркально перевёрнут. Зеркало ставится перпендикулярно лицу, вплотную к переносице, и перпендикулярно же картинке, в место разделения левого и правого кадра.[1] Обычно левый кадр зеркально отражён относительно истинного положения объекта. В этом случае нужно смотреть обоими глазами направо: правый глаз смотрит на правую картинку, левый через зеркало — на левую. Плавно подстраивая зеркало, нужно совместить изображения так, чтобы возник стереоэффект. Достоинство данного метода в том, что используя лишь подручные материалы, можно получить полноцветное стереоизображение. Недостаток в том, что приходится размещать лицо близко к экрану либо использовать очень длинное зеркало. Для больших изображений нужны широкие зеркала, что в сочетании может создать довольно громоздкую конструкцию.
  • Анаглиф-очки — разноцветные очки, вместо линз у которых вставлены светофильтры цветов CMY. Дешёвый, но достаточно эффективный метод, физически он не обеспечивает правильную передачу цветного стереоизображения, однако нервная система довольно хорошо интерпретирует его. Время адаптации около 30 секунд, после длительного использования на пропорциональный период нарушается цветовосприятие.
  • Затворные стереоочки. На экран проецируется то картинка для левого глаза, то для правого. Соответственно, очки открывают обзор то левому глазу, то правому. Применяются в 3D-кино формата XpanD. Изредка используются в компьютерных играх, так как позволяют задействовать обычный ЭЛТ-монитор (но с мощной видеоплатой — нагрузка на неё повышается вдвое). ЖК-монитор годится не каждый — истинная частота обновления у большинства из них не превышает 30..75 Гц (имеется в виду фактическое время перестроения ЖК-цепочек, а не частота развёртки). Примером такой технологии является nVIDIA 3D Vision. Для использования 3D Vision нужен ЖК, плазменный или OLED-монитор с частотой развёртки 100 Hz или выше, видеокарта от nVIDIA с 3D Vision и специальные очки. Начиная с 2009—2010 годов в мире началось массовое производство телевизоров, работающих по этому принципу. В апреле 2010 года в России началось конвейерное производство 3D-телевизоров Samsung в Калужской области. Зритель надевает ЖК-очки, которые поочерёдно (с частотой 60 Гц) затемняют левый и правый глаза человека, телевизор при этом показывает 120 изображений в секунду.
  • Поляризованные стереоочки. Сами очки несколько дороже анаглифных и требуют прецизионного спецоборудования, вдобавок киноэкран должен быть алюминированным, чтобы не было деполяризации света. Однако (кроме понижения яркости и дороговизны) выраженных недостатков не имеют. Обычно применяются в стереокинотеатрах. Имея два схожих проектора, экран и некоторое количество поляризационной плёнки от неисправного ЖК-монитора, можно самостоятельно воспроизвести в большей или меньшей степени такой стереоэффект.
    • Основанные на линейной поляризации (дешевле, но при наклонах головы стереоэффект теряется). Применяется в 3D-кино формата IMAX 3D.
    • Основанные на круговой поляризации (дороже). Применяется в 3D-кино формата RealD Cinema.
  • Стереоочки с многополосными фильтрами — обеспечивают стереоэффект за счёт того, что линзы пропускают лишь узкие полосы красного, зелёного и синего. Проекционное оборудование относительно дёшево, но сами стереоочки дороги. Применяется в 3D-кино формата Dolby 3D.
  • Стереоскоп — оптический прибор с двумя окулярами; обычно используется для просмотра стереослайдов, но не составляет сложности вложить туда КПК или коммуникатор c продолговатым экраном высокого разрешения (например, Nokia E90).
  • Стереодисплей — оптический инструмент, с помощью которого два плоскостных изображения комбинируются таким образом, что наблюдатель получает впечатление рельефного предмета.
  • Виртуальный шлем (VR HMD) — шлем, который показывает для каждого глаза отдельные изображения. В результате чего получается стереоэффект.
  • Метод просмотра через лентикулярный (линзовый) растр. Для изготовления 3d фото, иногда, используется лентикулярный (линзовый) растр, который состоит из множества параллельно расположенных линз. (В формате 10х15 см примерно 1000 шт.) Линзовый растр приклеивается к фотографии, которая заранее генерируется под 3D. Для генерирования изображений используется различное программное обеспечение. Изображения при генерировании нарезаются на множество тонких линий так, чтобы под каждой линзой разместились все ракурсы изображения. При просмотре стереоизображения левый и правый глаз видят разные ракурсы. Такое изображение человеческий глаз воспринимает трехмерным.

Для просмотра трехмерных данных на компьютере в стереорежиме необходимо воспользоваться стереодрайверами. Самым большим перечнем поддерживаемых 3D-программ, игр и стереооборудования обладают стереодрайвера от NVidia.

В настоящее время альтернативой стереофотографии стала 3D-фотография, позволяющая получить по-настоящему объемное изображение предмета.

Автостереограмма

  • Автостереограмма воспринимается наблюдателем без каких-либо внешних сепарирующих приспособлений. Стереопара содержится в плоском изображении в виде чередующихся узких вертикальных полосок сопряженных изображений. При рассматривании автостереограмм следует смотреть «сквозь» изображение так, чтобы левый и правый глаз смотрели на предназначенные для них полоски.
  • «Голограмма» — неправильное бытовое название изображения, покрытого сверху решёткой из микропризм, благодаря которым происходит чисто механическое разделение изображения — левый глаз видит одну половину просто потому, что смотрит слева, правый — аналогично. Большие (и, соответственно, разглядываемые со значительного расстояния) изображения таким образом получить невозможно из-за уменьшения такого параллакса.

«Псевдостереоскопия»

Фотография ок. 1900 гг. Продавец буддийских сувениров. Автор Тамотсу Енами.

Восприятие объёма может быть получено не только с помощью одновременного рассматривания объекта или изображения двумя глазами одновременно, но и путём достаточно быстрой смены изображений в одном канале изображения (при монокулярном зрении). Так, технология GIF-анимации позволяет создавать псевдостереоскопические объёмные изображения (см. фото в начале статьи).

Аналогичный метод предложен и для «псевдостереотелевидения» — путём создания анаглифического изображения для движущихся, динамических объектов. Вместо одновременного рассматривания изображения, видеосигнал расщепляется по двум цветовым каналам (обычно — красный и голубой, с применением соответствующих очков). Динамическое плоское цветное монокулярное изображение обрабатывается таким образом, что на один глаз (например, красный канал) подаётся неизменный видеосигнал, а на второй (голубой канал) — подают сигнал с небольшой временной задержкой, от изменившейся динамической сцены. За счёт движения объектов в сцене, человеческий мозг получает «объёмное изображение» (но только если объекты переднего плана либо смещаются, либо поворачиваются). Недостатком данного метода является ограниченность типа сцен, в которых может возникнуть стереоэффект, а также заметная потеря качества цветной картинки (каждый глаз получает почти монохроматическое цветное изображение).

  • Ещё один метод получения псевдостереоизображения — использование нервных задержек зрительного аппарата. Тёмное изображение воспринимается глазом несколько медленнее, чем светлое. Если прищурить один глаз (или смотреть через тёмное стекло) — «запаздывающее» предыдущее изображение видеоряда наложится на текущее изображение, воспринимаемое другим глазом. Если камера движется параллельно плоскости кадра («съёмка из окна поезда») — «затемнённый» глаз будет воспринимать видеоряд со своего ракурса, а второй — с близкой точки, что порождает неожиданно сильный стереоэффект. Практического применения не имеет из-за ограниченности возможных ракурсов, но лёгок в экспериментальном получении — достаточно мобильного телефона с камерой, электрички и прищуренного глаза.

Галерея

  • Цветная анаглифическая фотография (фильтр для левого глаза — красный, для правого — голубой)

  • Карманный стереоскоп с тестовой картинкой (используется в военной фотографии для исследования стереопар

  • Стереокарта для бытового стереоскопа

  • Виртуальный шлем для стереоэффекта

  • Стереоскоп с футляром

  • Автостереограмма, в которой трехмерное изображение закодировано смещениями точек случайного фона

  • Полноцветный анахром

  • Анахромное трехмерное изображение двигателя

См. также

Примечания

Ссылки

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о