Обводки для активизации зрительных функций тонкий контур – Картотека (подготовительная группа) по теме: Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Содержание

Использование трафаретов для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна

 

Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ №37 «Теремок» компенсирующей и оздоровительной направленности, г. Железногорск, Красноярский край.

Использование трафаретов для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Например, рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушениями зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки. Всё это определяет замедленность в развитии  двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения.

            Имеющиеся особенности в развитии зрительно — двигательных взаимосвязей приводя к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приёмов, обеспечивающих успешность овладения зрительно-двигательными действиями. Одним из таких эффективных средств, способствующих улучшению качества предметно-практических действий у детей с нарушениями зрения, является использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании. Используя трафареты, можно увеличить скорость, точность и координацию движений мелкой моторики рук ребёнка с нарушением зрения в процессе выполнения им заданий по математике.

            Как известно, рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета к тому же при зрительной патологии становится коррекционным средством развития образа предмета. Например, рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых — обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех других упражнениях, где используются трафареты, идёт активная подготовка руки ребёнка к обучению письму в школе.

            Упражнения на раскрашивание, штриховку по трафарету при низкой остроте зрения дают возможность детям чувствовать себя более уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут чёткими и в пределах контура.

            В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестезического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.

            Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.

            Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов для рисования и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства и учит детей рациональному использованию и развитию неполноценного зрения и зрительного восприятия.

            Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтальмологами для развития остроты зрения в период плеопто — ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.

            Таким образом, применение трафаретов на занятиях в детском саду способствует решению трёх основных задач: подготовка ребёнка к обучению в школе, коррекция и компенсация зрительной недостаточности, и лечебно-восстановительная работа по лечению косоглазия и амблиопии.

Примечание:

 

Размер трафаретов определяется требованиями лечебно-восстановительной работы, в основе которой лежит индивидуальная дозировка зрительной нагрузки.

 

На начальных этапах обучения линейные трафареты помогают детям воспроизводить различные линии: прямую, ломаную, волнистую, прерывистую.

 

Применение трафаретов даёт возможность формировать представление о форме и величине предметов.

В процессе обводки у детей развиваются тактильно-двигательные ощущения размера объектов, которые подкрепляет зрительный анализ.

 

Для формирования у детей умения изображать геометрические фигуры целесообразно использование трафаретов. Это особенно эффективно на начальных этапах обучения, так как даёт детям возможность овладеть формой геометрических фигур, строить из них ряд, создавая множество.

 

Линейные трафареты с ритмичным изображением фигур помогают детям овладевать навыками соизмерения расстояния между ними, что особенно сложно формируется у детей с нарушениями зрения.

 

Применение трафаретов с разнообразным набором геометрических фигур удобно в работе по формированию у детей представления о них.

 

Трафареты с ритмичным нарастанием размера геометрических фигур способствуют развитию глазомерных возможностей

 

Для формирования представлений о счёте и числе, начиная со среднего дошкольного возраста, с помощью трафаретов можно давать детям обводку контура простых предметных изображений.

Литература:

·        Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения». — Калуга: издательство «Адель», 1998 год.

·        Григорьева Л. П., Бернадская М. Э… «Развитие восприятия у ребёнка», Москва, «Школа – Пресс», 2001 год.

·        «Коррекционная работа в детском саду», под ред. Л. И. Плаксиной, Москва. 1999 год.

 

 

 

comments powered by HyperComments

Упражнения для тренировки зрения.

Развитие зрительного восприятия.

Работа по активации зрительных функций должна строиться с учётом требований гигиены и профилактики нарушения зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них – перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.

Острота зрения во многом зависит от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны быть обязательными на всех коррекционных занятиях.

На занятиях во время зрительной гимнастики дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далёкие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течение определённого времени (5-10 секунд).

Упражнения, выполняемые в позе «сидя» (желательно, чтобы голова опиралась о спинку стула, мышцы при этом максимально расслаблены).

Упражнения для тренировки

зрения.

  1. Выполнять глазными яблоками движения вправо и влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  1. Выполнять глазными яблоками медленные движения вверх и вниз с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  1. Поочерёдно смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний. Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  1. Движения выполняются глазными яблоками по кругу – сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Повторить по 3 вращения плавно, без рывков в каждую сторону. Голова неподвижна.

  2. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  1. Взгляд фиксируется на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20 секунд, после чего закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

  1. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая её в локте; приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 секунд).

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд.

Буратино.

Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.

Ветер.

Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы смотрят влево, вправо), ветер тише, тише, тише (медленно приседают, глаза опускают вниз), деревцо всё выше, выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).

«Поморгаем глазками», «Глазки смотрят в глазки», «Смотри дальше, смотри ближе», «Расскажи что далеко, что близко», «Расскажи, что высоко, что низко», «Смотрю и всматриваюсь» (напряжённый и расслабленный взгляд), «Я смотрю на Мишку и думаю о нём», «Я смотрю на берёзу и думаю о ней», «Темно – светло». Обучение выполнению пальминга – упражнения по снятию напряжения с глаз. Для этого детям предлагают спокойно посидеть 7-10 минут, плотно закрыв глаза ладонями, поставив при этом локти на опору.

Подводя итог, отметим, что активизацию зрительных функций необходимо осуществлять в различных формах коррекционно-педагогичес-кой работы. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач.

Следует всегда помнить, что неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребёнка, а значит, вызывает значительные затруднения во всех видах деятельности.

Самомассаж.

Обучая детей приёмам самомассажа, педагог может предложить детям массировать не отдельную точку, которую им трудно выделить, а область лица, в которой находятся значимые точки и которая ограничена легко выделяемыми объектами. Например, дети могут помассировать ребром ладони область лица вдоль носа, где расположена точка 6.

Особое внимание педагоги должны уделять правильности выполнения массажа биологически активных точек и приёмов самомассажа. В частности, в период обострения простудных заболеваний, выполняя массаж по А.А. Уманской, нужно помнить, что его делают три раза в день по 3 секунды 9 раз в одну сторону, 9 раз – в противоположную. Если приём изучен, его необходимо практически применять в повседневной жизни.

«Массаж крыльев носа при насморке» (по 5 круговых движений по часовой стрелке, а затем резкий выдох через нос).

Дыхание.

Упражнение № 1.

Переменное дыхание:

  1. Успокоиться, выдохнуть, задержать дыхание.

  2. Вдох через правую ноздрю.

  3. Задержка дыхания.

  4. Выдох через левую ноздрю.

  5. задержать дыхание.

  6. Выдох через правую ноздрю.

Задержка дыхания, вдох и выдох по 2 секунды. Повторить 10 раз.

Упражнение № 2.

Дыхание гармонично-полным типом.

Начинать с предварительного выдоха.

Вдох – одновременно животом и грудью.

Выдох – опуская грудь и одновременно втягивая живот.

Когда ребёнок освоил гармоничнополный тип дыхания, необходимо научиться дышать только диафрагмой (животом). Лёжа на спине с согнутыми ногами (руки согнуты под голову), часто дышать животом. При глубоком вдохе живот выпячивается. При неглубоком вдохе живот втягивается (при этом грудь остаётся в покое). Повторить 12 раз.

Упражнение № 3.

Специальные дыхательные упражнения.

— надувание шариков;

— пускание пузырей;

— сдувание ватки или бумажки с ладони.

«Очистительное дыхание» после пребывания в душном помещении и после физических нагрузок (упражнения 1-3).

«Массаж крыльев носа при насморке» (по 5 круговых движений по часовой стрелке, а затем резкий выдох через нос).

Картинки для тренировки зрительных анализаторов



Картинки для тренировки зрительных анализаторовЗашумованные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку.

Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть ее в увеличенном виде.


Картотека (подготовительная группа) по теме: Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Приложение 3

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников.

Д/и «Моя любимая одежда»

Цель: уточнить знания детей об одежде, уточнить цвет и фактуру материала.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети передают друг другу мяч. Педагог произносит слова:

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам…

У кого веселый мячик,

Про любимую одежду

Быстро все расскажет нам

Раз, два, три – говори.

Дети по очереди рассказывают о своей любимой одежде, уточняя цвет и фактуру материала.

Д/и «Что обуваем»

Цель: уточнить знания детей об обуви.

Оборудование: картинки с временами года, картинки с обувью.

Ход игры: Педагог показывает детям картинки с разными временами года, необходимо подобрать обувь к различным погодным условиям.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: научить детей классифицировать предметы по назначению.

Оборудование: предметные карточки.

Ход игры: Перед детьми расположены карточки с изображением четырех предметов, один из которых лишний. Дети называют лишний предмет, объясняют, почему он лишний.

Д/и «Подбери бантик к платью по цвету»

Цель: умение соотносить предметы по цветам (как по основному признаку).

Оборудование: платья (из картона) и банты (из картона) различных цветов.

Ход игры: На карточках справа изображены четыре платья разной расцветки, слева – бантики, соответствующие платьям по цвету. Педагог предлагает детям найти платье и бантик к нему и провести дорожку.

Дид. упражнение «Обведи по пунктирной линии контур»

Цель: учить детей обводить по контуру, не отрывая руки, продолжать учить классифицировать предметы по их прямому назначению.

Оборудование: картинки(пунктиры) с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход упражнения: Педагог предлагает детям обвести по пунктирной линии контур, определить, что изображено на рисунке. (Дети называют предметы одежды, обуви, головных уборов, называют обобщающее слово.)

Д/и «Геометрические мозаики»

Цель: развивать умение составлять из геометрических фигур целостный предмет.

Оборудование: геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: Дети составляют из различных геометрических фигур друга для Солнышка. (В ходе игры детям задаются вопросы о том, какие геометрические фигуры они используют для создания животного).

— Посмотри, кто у нас получился? (заяц).

Д/и «Портрет»

Цель: развивать умение выкладывать различные предметы из геометрических палочек.

Оборудование: счетные палочки, схема-солнышко.

Ход игры: Педагог предлагает детям сделать из геометрических палочек портрет Солнышка.

«Посмотрите, какие красивые палочки лежат у нас на столе. Выложите из них такое же солнышко, как на этой схеме».

Детям предъявляется схема с изображением солнышка.

Д/и «Лабиринт»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Педагог предлагает детям помочь Зайчику.

«Посмотрите, Зайчик приготовил для Солнышка морковку, но не может найти к нему дорогу. Давай поможем Зайчику отнести морковку Солнышку».

Лабиринт «Мышка и сыр»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Педагог предлагает детям узнать, по какому пути нужно пройти мышке, чтобы мышка нашла сыр (возьмите самый яркий карандаш и закрасьте путь, по которому мышка нашла сыр). Посмотрите, сколько путей у мышки?

Давайте посчитаем?

Д/и «Мозаика»

Цель: составление целого изображения из частей.

Оборудование: разрезные картинки «овощи».

Ход игры: Необходимо из частей разрезной картинки, составить целое изображение перца (любого другого овоща).

Д/и «Узнавание формы предмета»

Цель:

Оборудование: объемные геометрические фигуры, муляжи продуктов питания.

Ход игры: Педагог предлагает детям сравнить муляжи продукт питания с геометрическими фигурами.

«Вам нужно показать, какой продукт питания похож на эти геометрические фигуры?»

(Ваня, покажи какой продукт питания похож на круг?)

Д/и «Сосчитай фигуры»

Цель: развитие счетных навыков.

Оборудование: геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: Детям предлагается посчитать, какое количество геометрических фигур задействовано для изготовления поезда.

— Сейчас мы с Вами отправимся в другой город.

— Скажите, на чем мы можем это сделать? (ответы детей).

— Мы с вами отправимся в Геометрический город на поезде!

— Посмотрите, из чего состоит поезд? Сосчитайте, сколько кругов? Треугольников, квадратов, прямоугольников? Сколько желтых фигур, красных?

Д/и «Построй домик»

Цель: развивать умение детей по образцу составлять целостный предмет (из геометрических фигур).

Оборудование: Образец домика из геом.фигур, геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: — Педагог сообщает детям, что они прибыли в Геометрический в город, в гости к местному жителю, дедушке Геометриусу. У него случилась беда и ему нужна помощь.

— Недавно в этом городе прошел сильный ураган и сломал домик дедушки Геометриуса, давайте построим ему новый дом, такой же как у соседа. (Выкладывание домика по образцу).

— Молодцы ребята. Построили новый дом для дедушки.

Д/и «Новогодняя гирлянда»

Цель:

Оборудование: лист белой бумаги (на каждого чел). с недорисованной гирляндой, цветные карандаши.

Ход игры: Педагог предлагает детям сделать новогоднюю гирлянду из геометрических фигур.

— Скажите, какой скоро праздник? На новый год, что мы делаем с нашими домами? Украшаем, какие новогодние украшения вы знаете?

— И мы с вами сделаем новогоднюю гирлянду. (Раздаю детям недорисованную гирлянду.) Но сначала гирлянду нужно дорисовать, приготовьте желтый, синий, красный, зеленый, оранжевый карандаши и свои ушки. Слушайте внимательно и рисуйте на ниточке фигуры.

— Желтый круг, красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг, оранжевый треугольник. Желтый круг, красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг, оранжевый треугольник, дальше продолжите последовательность сами.

Д/и «Перечисли, что спряталось на рисунке»

Цель: развивать навыки представления целостного изображения предмета.

Оборудование: картинки с недорисованными предметами для зимних видов спорта.

Ход игры: — Внимательно рассмотрите рисунок, назовите, какие предметы нужны зимой для игр и развлечений. Уточните, для какой игры или развлечения они нужны. Если ребёнок отвечает правильно – получает картинку с изображением данного зимнего вида спорта или развлечения. (Дети катаются на лыжах, на санках, на коньках,  лепят снеговика, играют в снежки.)

Д/и «Что на рисунке ближе, дальше?»

Цель: развивать понятия «ближе» — «дальше».

Оборудование: картинки на зимнюю тематику.

Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки, которые расположены на столах. Ответить на вопросы по их содержанию.

— Рассмотрите внимательно и назовите кто, что расположено ближе к вам на картинке?

— Что, кто нарисован на картинке дальше?  

— Что, кто нарисован вдали?  

— Найдите на своих картинках приметы зимы (выслушивает ответы детей по порядку).

Д/и «Назови фигуру»

Цель: называние геометрических фигур, различение их по цветам, соотнесение фигур с реальным объектом.

Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.

Ход игры: — Ребята, сейчас я открою конверт, который мне передали по дороге в сад. Что в нем?

(Это геометрические фигуры).

— Сейчас я каждому из вас дам фигуру. Назовите цвет и форму, а еще любой предмет, который имеет такую форму.

 (дети отвечают по очереди).

Это зеленый круг. Мяч круглый (помидор, апельсин, яблоко).

Это желтый треугольник. Крыша треугольная (флажок, пирамидка).

Это красный квадрат. Платок квадратный (домик, окно).

— Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, есть ли в нашей комнате такие же фигуры?

Д/и «Тени разбежались»

Цель: соотнесение с силуэтным изображением и называние геометрических фигур.

Оборудование: силуэтное изображение геометрических фигур, изображение с цветными геометрическими фигурами.

Ход игры: Перед детьми силуэтное изображение геометрических фигур. Не все силуэты соответствуют цветным изображениям. Дети должны назвать фигуры, у которых нет теней и какие тени лишние.

— Ребята, а сейчас вам нужно к геометрическим фигурам подобрать соответствующую тень.

— Ко всем ли фигурам подходят тени? (Ответы детей).

Д/и «Помогите детенышам найти свою маму»

Цель: развивать соотносить взрослых животных с их детенышами.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры: — Ребята, животные со своими детками гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детенышам найти своих мам и назовите их.

Д/и «Кто что ест?»

Цель: умение соотносить животных и то, чем они питаются.

Оборудование: картинки с животными и с тем, чем они питаются.

Ход игры: Педагог предлагает детям по картинкам определить, чем питаются животные.

Д/и «Кормушка»

Цель: развивать знания о зимующих и перелетных птицах.

Ход игры: Рядом с кормушкой разместить: зимующих птиц: воробей, синица, ворона, сорока, снегирь, дятел и перелетных птиц: кукушка, ласточка).

— Посмотрите, как много птиц к нам прилетело!

— Назовите птиц, которые прилетели (дети перечисляют птиц).

— Есть ли птицы, которые не должны были прилететь к кормушке? Какие это птицы? (Кукушка, ласточка)

— Почему они не должны были прилететь к кормушке? (Потому что они перелетные). (Педагог убирает Кукушку и ласточку). (Остаются зимующие птицы)

— Назовите, одним словом, какие птицы остались? (зимующие) — Как вы думаете, почему одних птиц называют зимующими, а других перелетными? (Перелётные птицы питаются насекомыми, зимой их нет, поэтому птицы улетают в тёплые края. А зимующие остаются зимовать, потому что они могут найти себе корм).

— Правильно!

Педагог убирает изображение зимующих птиц.

Д/и «Зашумленный фон»

Цель: умение различать птиц на зашумленном фоне.

Оборудование: птицы на зашумленном фоне.

Ход игры: Педагог показывает зашумленный фон (раздает детям птиц на зашумленном фоне, дети рассматривают)

Ночью темной в тишине

Кто- то спрятался во тьме.

Секрет нам надо разгадать,

И кто там спрятался — узнать!

(Дети называют птиц).

Д/и «Покорми птиц»

Цель: умение соотносить птиц и то, чем они питаются.

Оборудование: изображение птиц, изображение корма для птиц.

Ход игры: Педагог говорит слова:

Ветер дует, завывает все кормушки заметает.

Птицам очень голодно,

Они дрожат от холода.

Птиц нам нужно покормить!

Чем они лакомятся определить

Фломастер откройте, в руки возьмите

Всех птиц с любимым кормом соедините!

(Дети соединяют птиц с кормом.)

— Молодцы, всех птиц покормили?

Что из корма любит синица, воробей и т.д? (ответы детей)

Д/и «Найди по контуру» Игра «Угадай голос».

Цель: умение соотносить контурное изображение птиц с голосом птиц.

Оборудование: контурное изображение птиц, запись с голосами птиц.

Ход игры: Перед детьми контурное изображение птиц. Педагог включает запись с голосами птиц, дети определяют их и показывает на картинке)

Звучит стук дятла — Это кто? (дятел). Ребята, что делает дятел? (стучит).

Звучит стрекотание сороки — Это кто? Ребята, что делает сорока? (стрекочет).

Звучит пение воробья — Это кто? Ребята, как поет воробей? (чирикает).

Звучит воркование голубя — Это кто? Ребята, что делает голубь? (воркует).

Звучит карканье вороны — Это кто? Ребята, что делает ворона? (каркает).

Д/и «Таинственные невидимки»

Цель: умение соединять подводных обитателей по точкам.

Оборудование: карточки с точечными рисунками.

Ход игры: Детям предлагаются карточки с точечным рисунком, которые необходимо соединить, для получения рисунка.

Д/и «Сколько рыбок спряталось?»

Цель: развитие счетных навыков.

Оборудование: картинки с зашумленным изображение рыб.

Ход игры: Педагог показывает картинку с «зашумленными» рыбами.

Детям необходимо сосчитать, сколько рыбок спряталось на картинке (закрашивание).

Д/и «Кто оказался удачливей?»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением детей, которые пытаются поймать рыбку. Кто из них окажется удачливей (задание выполняется по типу «лабиринта»).

Д/и «Укрась цветок»

Цель: развитие мелкой моторики рук, функция «глаз-рука».

Оборудование: прищепки (разноцветные), солнышко без лучей, цветок без лепестков.

Ход игры: С помощью прищепок детям предлагается сделать солнышку лучики, цветку – лепестки.

Д/и «Угадай, кто придет к мишке в гости»

Цель: умение определять кто изображен на силуэтных картинках.

Оборудование: силуэтное изображение Маши, лисы, зайца, волка, ежа.

Ход игры: — По силуэтам необходимо определить, кто придет к Мишке в гости (лисичка, зайчик, Машенька, волк, ежик).

Детям предлагается без зрительной опоры вспомнить, кто придет в гости, закрыть глаза и вслух повторить гостей.

— Сколько зверей придет в гости?

— А сколько людей?

— Сколько всего гостей будет у Мишки?

Д/и «Помоги Маше добраться до Мишкиного дома»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Детям предлагают схему пути к домику мишки. Используя слова, обозначающие пространственные понятия, дети рассказывают, как дойти до дома медведя.

-Молодцы, сейчас Маша сможет легко добраться до Мишки.

Д/и «Сюрприз»(«Чудесный мешочек).

Цель: определение и называние объемных геометрических фигур, соотнесение с реальным объектом.

Оборудование: объемные геометрические фигуры.

Ход игры: Дети должны назвать лежащие на подносе объемные геометрические фигуры.

-Мишка приготовил для своих друзей сюрприз. Хотите узнать, какой?

Детям предлагается назвать лежащие на подносе объемные геометрические фигуры (прямоугольник, куб, цилиндр).

-Я знаю, что сюрприз имеет форму цилиндра. Попробуйте его найти в «чудесном мешочке».

Ребенок достают баночку с мыльными пузырями.

— Я знаю, что сюрприз имеет форму шара (круга). Попробуйте его найти в «чудесном мешочке».

Ребенок достает маленький мяч.

Я знаю, что сюрприз имеет форму прямоугольника. Попробуйте его найти в «чудесном мешочке».

Ребенок достает коробку с красками.

Д/и «Зажги фонари»

Цель:________

Ход игры: Проводится по подобию игры «Гирлянда».

Д/и «Найди скорую помощь»

Цель: соотнесение контурного изображения с реальным изображением.

Оборудование: контурное изображение машин, картинка с изображением машины.

Ход игры: Среди контурных изображений машин, необходимо выбрать подходящий контур а/машины «Скорой помощи».

Д/и «Укрась узором»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: изображение каравая, цветные карандаши. Картинка с изображением пекаря.

Ход игры: Педагог предлагает детям украсить каравай разными узорами.

— Всю ночь работают хлебозаводы. Ведь хлеб надо испечь к утру и развести по магазинам, а печёт хлеб пекарь. Ночью пекарю не до сна. Пекари настоящие мастера своего дела. Они выпекают такие караваи – всем на загляденье! Давайте украсим каравай разными узорами.

Д/и «Перенеси фигуру»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: картинки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Педагог предлагает детям нарисовать справа фигуру, соответствующую фигуре слева (проводится по подобию «лабиринта»).

— Ребята, вы должны помочь фигуре пройти по лабиринту и нарисовать справа такую же фигуру.

Д/и «Узнай на ощупь»

Цель: учить определять фигуры наощупь.

Оборудование: объемные геометрические фигуры.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Ребята, закройте глаза и ощупайте фигуры, которые лежат перед вами, запомните их расположение  и выложите их точно так же. Будьте внимательны, перед вами есть и лишние фигуры.

Д/и «На что похоже?»

Цель: умение соотносить названный предмет с реальным объектом.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Инструкция педагога:

 — Я бросаю вам по очереди мяч и называю какой-либо предмет, а вы возвращаете мне мяч и называете, на какую геометрическую фигуру он похож:

— Окно

— На квадрат

— Дверь

— На прямоугольник

— Часы

— На круг

— Флажок

— На треугольник  

Д/и «Собери фигуру»

Цель: умение составлять целый предмет из частей (с образцом и без).

Оборудование: геометрические фигуры, разрезанные на части.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Ребята, у вас в конверте лежит разрезанная на части фигура, соберите и назовите ее.

Д/и «Зверюшки спрятались»

Цель: умение называть животных по контурному изображению.

Оборудование: картинка со спрятавшимися зверюшками.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Посмотри, пока мы с вами выполняли задания, зверюшки убежали в лес и спрятались. Давайте их найдем.

(Детям предъявляется картинка с контурным изображением деревьев и животных. Они должны показать и назвать всех животных).

Д/и «Угадай следы животного»

Цель: умение соотносить силуэтное изображение с реальным предметом.

Оборудование: изображение следов животных, силуэтное изображение животных.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Ой, смотрите, кто то оставил свои следы. Никого не видно! Животные решили поиграть с нами в прятки.

— Какие животные могли оставить эти следы? (предположения детей).

(Перед детьми лежит коробка с силуэтными изображениями животных).

— А теперь давайте посмотрим, правы ли вы были?

— Как ты догадался, что это следы слона? Жирафа? Зебры?

Д/и «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной функции глаза.

Оборудование: изображение животных жарких стран, изображение коровы.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Посмотрите внимательно и запомните всех животных, которые будут с вами играть, запомните, кто где из животных находится (где находится зебра, кто стоит после слона).

(Дети закрывают глаза, педагог меняет местами животных).

_ Что изменилось?

Дети закрывают глаза, педагог подставляет корову.

—  Что изменилось? Кто в этом ряду лишний? Почему?

Д/и «Кто скорее дорисует жирафа?»

Цель: умение рисовать животных по точкам.

Оборудование: лист бумаги (в клетку), инструкция педагога для графического диктанта.

Ход игры: Педагог предлагает детям нарисовать жирафа по точкам.

— А сейчас, ребята, давайте с вами нарисуем и раскрасим жирафа.

Д/упражнение «Строим ракету»

Цель: умение составлять целостный предмет по схеме.

Оборудование: схематичное изображение ракеты, геометрические фигуры (из картона), либо объемные фигуры.

Ход игры: Инструкция педагога:

 – Вы готовы отправляться в путешествие. На чем мы можем полететь в космос?
До луны не может птица,
Долететь и прилуниться,
Но зато поможет это
Сделать быстрая…ракета.

– Я предлагаю каждому из вас построить свою маленькую ракету. Для строительства вам потребуется чертеж. Дети получают конверты с «чертежами».

– Внимательно рассмотрите чертеж. Перед вами схема строительства космического летающего аппарата.

Дети самостоятельно подбирают нужные для строительства детали, строят свои ракеты.

– Проверьте друг у друга, правильно ли собрана ракета, соответствует ли постройка чертежу.

Д/и «Карта звездного неба»

Цель: выкладывание фигур по словесной инструкции педагога.

Оборудование: геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: Инструкция педагога:

– Выложите в центре поля красный шар. Это солнце.

– Вокруг солнца три орбиты: желтая, оранжевая и красная.

– По оранжевой орбите движется круглая синяя планета.

– Между красной и оранжевой орбитами летит конусообразная комета.

– По желтой орбите летает цилиндрический космический корабль.

– На самой дальней от солнца орбите кружит большой многоугольный астероид.

– Между желтой и оранжевой орбитой движется куб-спутник.

Д/и «Большой космический корабль»

Цель: составление целого предмета из частей.

Оборудование: геометрические фигуры (объемные).

Ход игры: Инструкция педагога: (составление космического корабля из геометрических фигур):

– Внимание, на орбиту мы отправляемся на космическом корабле, но он стал разрушаться. Необходимо срочно произвести починку. Все обломки находятся здесь, давайте произведем починку, поставив все на место.

Д/упражнение «Найди тень»

Цель: соотнесение силуэтного изображения с реальным изображением объекта.

Оборудование: силуэтное и реалистичное изображение бабочек,

Ход игры: Найди «на глаз» тень каждой бабочки.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на картинки, бабочки потеряли свои тени, давайте поможем им найти их. Посмотрите и скажите где тень первой бабочки, второй, третьей, четвертой».

Д/упражнение «Лабиринт: Бабочка и цветок»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Инструкция: «Ребята помогите бабочке добраться до цветочка».

Д/упражнение «Самый внимательный»

Цель: учить детей выделять изображения из наложенных картинок.

Оборудование: наложенное изображение бабочек.

Ход игры: Перед детьми наложенные изображения бабочек.

Инструкция: «Кто окажется самый внимательный и скажет, сколько бабочек здесь изображено. Обведите глазками контуры бабочек и сосчитайте их кол-во». Детям, испытывающим трудность, помогаю.

Д/и «Рисуем бабочку»

Цель: умение дорисовывать частичное изображение предмета до целостного изображения.

Оборудование: недорисованное изображение бабочки.

Ход игры: Детям раздаются карточки с недорисованными бабочками и дается инструкция: «симметрично нарисуй бабочке правую часть. Чаще смотри на образец».

Сведения об ОО —Детский сад компенсирующего вида №2

Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения


В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.

Наш детский сад посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Так чаще всего самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся), дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.

Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в условиях Центра развития ребенка показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

Коррекция – в переводе означает «исправление». Врач-офтальмолог регулярно один раз в неделю проводит осмотр детей, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка. Дети получают лечение в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.

Учителя-дефектологи же используют на занятиях психофизиологические методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения:

  • Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
  • Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
  • Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
  • Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
  • Выработка бинокулярного зрения.
  • Развитие стереоскопического зрения.
  • Организация коррекционно-педагогической работы

При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; совместно с врачом-офтальмологом определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий. 

Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно-педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, воспитателя по изо, учителя-логопеда), работающих с этими детьми. 
С этой целью в начале учебного года учителем – дефектологом составляется памятка «Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения». В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:

  • Зрительный диагноз и диагноз сопутствовающего заболевания;
  • Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
  • Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
  • Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены, особенно на период атропинизации;
  • Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
  • Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми. 
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во-вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью. (См. Приложение №1).

В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.

Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно–педагогической работы по развитию зрительного восприятия
Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. 

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, «Найди такой же предмет», «Подбери одинаковые предметы», «Что от тебя ближе, дальше», «Составь из частей целое» и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам. 

В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, «Собери матрешку». Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т.д.

Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.

Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком «Где зажегся фонарик», в том числе авторские пособия: «Разноцветные электрические огоньки» (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось), «Экран заданий» (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера. Вот конкретный пример индивидуального подхода на занятиях.

В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель».

В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Бильярд», «Набрось кольцо», а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика. 

Приложение №1
Коррекционно-педагогические (офтальмологические) требования к демонстрационному и раздаточному материалу
Творческой группой учителей–дефектологов при содействии врача-офтальмолога были разработаны  требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения:

  • Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
  • Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные
  • При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
  • Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
  • Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
  • Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
  • Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.
  • Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.
  • Рассаживать детей надо сообразно с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
  • Во время занятий традиционная физкультминутка должна дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.

Приложение №2
Зрительная гимнастика в стихах

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Приложение №3
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия  на тему:
«Морское путешествие» для детей средней группы с нарушением зрения

Программное  содержание:
Упражнять в различении и назывании форм геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических тел (шар, куб, цилиндр).
Упражнять детей отбирать изображения предметов заданной формы из группы изображений
Упражнять в нахождении пропущенных фигур в цепочке, имеющей логическое повторение.
Развивать цветовосприятие, закрепить знание основных цветов спектра.
Активизировать и тренировать зрительные функции слежения, различения и фиксации.

Оборудование и материалы: Аудиокассета «Шум волн», картина «Корабль», лазерный фонарик, настольно-печатная  игра «Форма», электростенд  «Цвет и форма».

Ход занятия
Загадка: «В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует, бежим по воде». (Волны).
— Как вы думаете, о чем эта загадка? А теперь послушайте ответ. (Звучит шум волн).
Как ласково шумит море. Сейчас мы с вами отправимся в морское путешествие. А на чем можно поплыть? (На спасательном круге, на лодке, на корабле). Вот и мы с вами поплывем на красивом корабле. (Показ изображения корабля).
Д/и «Сколько раз мигнул огонек?»:
–  Посмотрите внимательно и сосчитайте сколько  раз мигнул огонек на корабле.
Ребята, а как мы попадем на корабль? Ведь он не может близко подплыть к берегу. (С помощью лодки, дощечки, моста).
Д/и «Найди пропущенную фигуру:
—  Из чего состоит мостик? (Из геометрических фигур). Какого  они цвета?
Наш мостик необходимо достроить, т.е. показать фигуру, которой не хватает. Если вы правильно покажите фигуру, то услышите гудок корабля. Ну, вот мы все на корабле. Пора отправляться в плавание.
Д/и «назови геометрические фигуры, тела»:
—  Посмотрите, мы сейчас плывем мимо леса, а вот большая гора.
Ребята, посмотрите, какие интересные камушки лежат на берегу. Это злой волшебник превратил все предметы в камни. На что они похожи? (Подсветка фонариком)
Д/и «Найди предмет такой же формы»:
—  Хотите камушки расколдовать, тогда сядьте за столы. Сейчас я скажу волшебные слова и вы подберете изображения предметов такой же формы как камушки. Элина,  у тебя что? (Часы похожи на круг). Молодцы, ребята, вы быстро и правильно расколдовали камушки.
Гимнастика для глаз:
Мимо нас проплывает корабль с красным флагом на верху. Давайте посмотрим на этот флажок. 1 – налево, 2 – направо, 3 – наверх, 4 –вниз. А теперь кругом посмотрим, чтобы лучше видеть мир.

— Ребята, наше путешествие по морю закончилось. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Сейчас тот, кого я поглажу по голове, пойдет в группу.

Упражнения для бинокулярного зрения в домашних условиях

Способность видеть мир объемно дает человеку бинокулярное зрение. При его нарушениях ухудшается острота зрения, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Случается это по различным причинам. Восстанавливать бинокулярность можно аппаратными и хирургическими методами. Также врач назначает упражнения для глаз.

Прежде чем начать рассматривать методики для восстановления бинокулярного зрения в домашних условиях, следует понять, что такое бинокулярность, как работает эта функция зрительного аппарата и из-за чего происходит потеря бинокулярного зрения.

Что такое бинокулярное зрение и как оно работает?

Бинокулярное зрение — это зрение обоими глазами. Его также называют стереоскопическим и пространственным, ведь оно дает возможность видеть в 3D-проекции. Благодаря этой функции человек видит предметы, распознавая их размеры по ширине и высоте, форму, расстояние между ними. Оба глаза человека получают по одному изображению, которые они передают в головной мозг. В нем происходит объединение этих изображений в одну картинку. 

Если отсутствует бинокулярное зрение, мозг получит два отличающихся друг от друга зрительных образа, которые не смогут соединиться в один. В результате этого возникает диплопия — двоение изображения. Такое бывает при анизометропии (сильная разница между рефракцией правого и левого глаз), заболеваниях хрусталика, роговицы и сетчатки, повреждениях нервной системы и по другим причинам. Невозможно бинокулярное зрение, если в процессе зрительного восприятия не участвует один глаз, как это бывает при косоглазии. 

Развитие бинокулярного зрения начинается с самого детства. С первых же месяцев начинают формироваться предпосылки для его возникновения и развития. Сначала у ребенка появляется светочувствительность, цветовосприятие, центральное зрение. Со временем улучшается острота зрения, поле зрение расширяется. Все это способствует формированию бинокулярности. Завершается этот процесс примерно к 12-14 годам. Нарушения могут возникнуть в любом возрасте. Спровоцировать их способны самые разнообразные факторы. 

Причины нарушения бинокулярного зрения

Основная причина, из-за которой отсутствует зрение бинокулярное, это несогласованные движения глазных яблок. Такое происходит вследствие ослабления глазных мышц или повреждений глазодвигательных мышц. Глаза начинают смотреть в разных направлениях, смещается зрительная ось, что приводит к ухудшению зрительных функций одного глаза. В ряде случаев происходит полная потеря зрения одним из них. Данная патология чаще возникает в детском возрасте и проявляется в косоглазии — самая частая форма нарушения бинокулярного зрения. 

 

К утрате бинокулярности приводят и другие причины. На самом деле, их очень много. Кровоизлияния в сетчатке, катаракта, разрыв сетчатой оболочки вызывают сильное ухудшение зрительных способностей глаза, а одно из условий существования стереоскопического зрения — отсутствие патологий сетчатки и роговицы.

Таким образом, потеря бинокулярного зрения вызывается разными патологиями организма, в целом, и глаз, в частности. Любая болезнь, которая отрицательно сказывается на здоровье глаз и зрении, может стать фактором, провоцирующим нарушения пространственного восприятия. 

Восстановление бинокулярного зрения

Восстановление бинокулярности начинается с лечения патологии, которая привела к нарушениям зрения. Только после устранения причин, можно вернуть стереоскопическое зрение.

Самой частой патологией, при которой зрение бинокулярное отсутствует, является косоглазие. Это офтальмологическое заболевание лечится с помощью операции, аппаратных методов и глазной гимнастики. Хирургическое вмешательство необходимо только в крайних случаях, когда глаз сильно смещен относительно нормального положения и не задействован в процессе зрения.

Аппаратное лечение включает в себя такие методики, как ортоптика и диплоптика. Они предполагают использование специальных приборов. Человеку демонстрируют раздвоенные картинки, которые он пытается собственными усилиями объединить в одно изображение. Аппаратная терапия назначается совместно с комплексом упражнений для глаз, которые можно проводить самостоятельно. Перед их выполнением нужно также получить одобрение окулиста.

Восстановление и тренировка бинокулярного зрения в домашних условиях

Ежедневная тренировка пространственного зрения является залогом быстрого его восстановления. Существуют различные упражнения, которые могут выполняться самостоятельно прямо дома. Самым простым является упражнение с листом бумаги. 

Упражнение с листом 

Вам потребуется бумажный лист, на котором нужно начертить фломастером вертикальную черту длиной 10 см и шириной 1 см. Закрепите лист на стене на уровне глаз и отодвиньтесь от нее на 1 метр. Смотрите на линию и понемногу наклоняйте голову вниз, продолжая рассматривать черту, пока она не начнет двоиться. Следующий раз отводите голову вверх, а потом в стороны. Выполнять такие упражнения необходимо три раза в день по пять минут. Обязательное условие для выполнения — хорошая освещенность в комнате.

Это упражнение самое простое по технике. Есть и другие методики, связанные с фокусировкой. Они также способствуют тренировке и восстановлению бинокулярного зрения. 

Упражнение «Тренировка» 

На стене разместите какой-нибудь объект (лист с изображением) и отойдите от него на дистанцию 2-3 метра. Далее Вы должны сжать кулак, но указательный палец при этом должен быть вытянут вверх. Рука располагается на расстоянии 40 см от лица, а кончик указательного пальца должен находиться на одной зрительной оси с объектом на стене. Посмотрите на объект через кончик пальца. Он сразу начнет раздваиваться. После этого нужно перенести фокус со стены на палец. В этот момент начнет двоиться зрительный объект. Так можно тренировать попеременно оба глаза. Больше нагружать следует именно слабый глаз. Тренировка займет у Вас примерно 3-5 минут. Выполнять ее желательно несколько раз в день. Со временем Вы заметите, что острота Вашего зрения улучшилась. 

Упражнение «Фокусировка»

Для него потребуется цветной предмет (любая картинка). Сначала нужно смотреть на всю картинку, затем на отдельные ее детали (изображение должно быть сложным, разноцветным). Затем выбирается еще меньший объект. Так, если объект — бабочка, то сначала Вы рассматриваете ее целиком, после этого очерчиваете глазами ее контур, далее разглядываете крыло или его половинку. Последним объектом для фокусирования на нем взгляда должен быть размером не более 0.5 см. Так Вы постепенно научитесь быстрее и точнее фокусироваться, не нагружая сильно глаза. 

Упражнение «Стереограмма»

Рисунок-стереограмму можно скачать в интернете и распечатать. Она представляет собой зашифрованные рисунки, в которых можно разглядеть какие-либо фигуры. Стереограмма должна располагаться на расстоянии 30-40 см от лица. Взгляд необходимо фокусировать как бы за изображением. Через некоторое время начнет проявляться скрытая картинка. После того, как это произошло, нужно увеличить дистанцию между стереограммой и глазами, но при этом постарайтесь не потерять найденную картинку. Следующие действия — повороты головы вверх-вниз и влево-вправо с удержанием увиденного изображения. С первого раза это может не получиться. Однако со временем глаза привыкнут и видимый объект будет распознаваться с разных ракурсов. Стереограммы очень полезны для тренировки бинокулярности, а также для снятия напряжения со зрительного аппарата. Особенно такое упражнение будет полезно людям, которые работают за компьютером. Стереограммы можно и не распечатывать, а рассматривать прямо с монитора. Необходимо только установить оптимальную его яркость.

Помимо этих упражнений, можно выполнять общую гимнастику для глаз, которая помогает при усталости и для повышения остроты зрения. Таких методик тоже достаточно много. Перед их выполнением проконсультируйтесь с офтальмологом. 

Человек с бинокулярным (стереоскопическим) зрением может полноценно ориентироваться в пространстве. Различать предметы и объекты по форме можно и при наличии монокулярного зрения. Однако определять дистанцию между объектами можно только при сформированном стереоскопическом восприятии. Любые патологии, которые приводят к нарушению бинокулярности, необходимо начинать лечить вовремя, тем более, если они возникают в детском возрасте, когда зрение только формируется. 

Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.

В нашем Центре развития ребенка также вот уже более десяти лет функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Так чаще всего самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся), дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.

Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в условиях Центра развития ребенка показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

  • Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог регулярно один раз в неделю проводит осмотр детей, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка. Дети получают лечение в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.
  • Учителя-дефектологи же используют на занятиях психофизиологические методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).

Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

  1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
  2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
  3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
  4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
  5. Выработка бинокулярного зрения.
  6. Развитие стереоскопического зрения.

Организация коррекционно-педагогической работы

При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; совместно с врачом-офтальмологом определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.

Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, воспитателя по изо, учителя-логопеда), работающих с этими детьми.

С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:

  • Зрительный диагноз и диагноз сопутствовающего заболевания;
  • Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
  • Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
  • Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены, особенно на период атропинизации;
  • Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
  • Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.

Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью. (См. Приложение №1).

В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.

Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия

Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т.д.

Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.

Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось), “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера. Вот конкретный пример индивидуального подхода на занятиях.

Вероника Е., диагноз: сходящееся содружественное косоглазие, амблиопия средней степени, гиперметропия. Острота зрения правого глаза — 0,2, левого — 0,8; характер зрения монокулярный. Девочке назначен курс плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения хуже видящего глаза. На занятиях ей предлагаются объемные игрушки, реальные предметы, обводка через кальку, по контуру, работа с мелким строительным материалом. Девочке рекомендована врачом- офтальмологом интенсивная зрительная нагрузка.

В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.

В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.

Приложения

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о