Слабовидение это – Какие нарушения зрения у детей существуют и почему так важна их ранняя диагностика?

Слабовидение — это… Что такое Слабовидение?

   — значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05- 0,2 или выше — 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции, аккомодации, поля зрения, глазодвигательных функций и т.д.). К слабовидящим детям относятся также и дети с остротой зрения в пределах 0,4, но имеющие прогрессирующие или рецидивирующие заболевания.

   С. возникает на фоне глазных болезней и общего ослабления здоровья детей. С. чаще всего связано с аномалиями рефракции — близорукостью (миопия) и дальнозоркостью (гиперметропия).

   Зрительное восприятие при С. характеризуется недостаточностью, фрагментарностью, замедленностью, что обедняет чувственный опыт. Дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т.д., к стационарным — пороки развития: микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней и непрогрессирующие последствия заболеваний и операций — стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).

   Слабовидящие дети испытывают затруднённость пространственной ориентировки. Утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности.

   Однако зрение остаётся у слабовидящих детей ведущим анализатором, у них осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых (см. Слепота).    Особенности обучения и воспитания слабовидящих детей: рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств (см. Тифлотехника), организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии и социальной адаптации и реабилитации. Следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок правильно носил очки и строго соблюдал рекомендации глазного врача.    Для слабовидящих детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: дошкольные учреждения и школы-интернаты (см. Зрение). Слабовидящие дети дошкольного возраста часто воспитываются в массовых детских садах. В массовой школе темп работы слабовидящего ребёнка быстро отстаёт от темпа работы остальных учеников, что может привести к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 261)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Дефектологический словарь — Слабовидение

значительное снижение зрения, при котором острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) находится в пределах от 0,05 до 0,2, или меньшее снижение остроты зрения при значительном нарушении других зрительных функций (чаще всего сужение границ поля зрения).

С. дает возможность, в отличие от остаточного зрения, использовать зрительный анализатор как ведущий в учебной работе — при чтении, письме и т. д. — при условии соблюдения требований охраны зрения.

С. наступает вследствие аномалий развития или болезней глаз, которые нередко представляют собой проявление общего заболевания организма. В большинстве случаев С. является следствием аномалий рефракции глаза.

По назначению глазного врача слабовидящие пользуются, кроме обычных, также специальными средствами коррекции зрения (телескопические очки, лупы), облегчающими зрительную работу и повышающими работоспособность. Не менее важно создавать оптимальную освещенность рабочего места, причем величина ее подбирается индивидуально.

С. отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его. При С. образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов.

Наступившее от рождения или в раннем возрасте С. накладывает отпечаток на все психическое и физическое развитие ребенка. Так, несколько замедляется развитие процессов запоминания и мышления. Некоторая затрудненность движений может привести к отставанию в физическом развитии слабовидящего.

Выполнение назначений глазного врача и правильная организация обучения и воспитания предотвращают или корректируют отклонения в развитии, вызванные слабовидением.

Зрение слабовидящих может улучшаться под влиянием лечения, разумной тренировки, ношения очков и соблюдения всех других правил охраны зрения. Ухудшение зрения может обнаруживаться при наличии незаконченных патологических процессов, при прогрессирующем заболевании глаз (напр., глаукоме, злокачественной близорукости).

Слабовидящие дети обучаются в специальных школах для слабовидящих, а также в спец. классах школ слепых.

СЛАБОВИДЕНИЕ это что такое СЛАБОВИДЕНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

СЛАБОВИДЕНИЕ

значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05- 0,2 или выше — 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции, аккомодации, поля зрения, глазодвигательных функций и т.д.). К слабовидящим детям относятся также и дети с остротой зрения в пределах 0,4, но имеющие прогрессирующие или рецидивирующие заболевания. С. возникает на фоне глазных болезней и общего ослабления здоровья детей. С. чаще всего связано с аномалиями рефракции — близорукостью (миопия) и дальнозоркостью (гиперметропия). Зрительное восприятие при С. характеризуется недостаточностью, фрагментарностью, замедленностью, что обедняет чувственный опыт. Дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т.д., к стационарным — пороки развития: микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней и непрогрессирующие последствия заболеваний и операций — стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.). Слабовидящие дети испытывают затрудненность пространственной ориентировки. Утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Однако зрение остается у слабовидящих детей ведущим анализатором, у них осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых (см.Слепота). Особенности обучения и воспитания слабовидящих детей: рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств (см.Тифлотехника), организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии и социальной адаптации и реабилитации. Следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок правильно носил очки и строго соблюдал рекомендации глазного врача. Для слабовидящих детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: дошкольные учреждения и школы-интернаты (см. Зрение). Слабовидящие дети дошкольного возраста часто воспитываются в массовых детских садах. В массовой школе темп работы слабовидящего ребенка быстро отстает от темпа работы остальных учеников, что может привести к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребенка. См. также Зрение,Слепота, Тифлотехника

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Слепота и слабовидение

Абсолютная или медицинская слепота – полная утрата зрения, неспособность отличать свет от темноты. При таком состоянии зрение равно 0. Различают также гражданскую (или практическую, бытовую) слепоту, при которой теряется способность ориентироваться в окружающей обстановке, передвигаться вне дома без посторонней помощи, но сохраняется восприятие света и даже возможность различать контуры крупных предметов. К категории практически слепых относят лиц с остротой зрения от светоощущения до 0,04 на лучшем глазу с переносимой коррекцией обычными средствами. Такое зрение называют остаточным. Следует иметь в виду, что в разных странах критерии для определения гражданской слепоты различны. Остаточное зрение способствует выработке некоторых пространственных представлений, однако оно недостаточно для того, чтобы пользоваться им для выполнения работ, требующих постоянного зрительного контроля. Поэтому обучение и профессиональная подготовка практически слепых, как и лиц с абсолютной слепотой, проводятся без участия их зрительной системы.

Слабовидящими называют лиц, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05—0,2. Это позволяет таким лицам в особо благоприятных условиях пользоваться зрением для обучения и выполнения других работ, не требующих высокой остроты зрения. Значительно облегчают зрительную работу слабовидящих и повышают их работоспособность телескопические очки, лупы и другие специальные средства коррекции зрения.

Для них введено всеобщее 9-летнее обучение, развернута сеть специальных школ. Врачу-офтальмологу, обслуживающему школу для слепых и слабовидящих детей, принадлежит главная роль в проведении системы мер по охране слабого и остаточного зрения у учащихся. Офтальмолог принимает участие в комплектовании школ для слепых и слабовидящих детей, систематически проводит углубленное обследование органа зрения у всех учащихся этих школ, обеспечивает их необходимым лечением, добивается создания в школах для слепых и слабовидящих детей оптимальных гигиенических условий, консультирует педагогов школ по всем этим вопросам.

При комплектовании специальных школ следует руководствоваться инструкцией по приему детей в школы слепых и слабовидящих. Нужно тщательно проверить карту обследования зрения, заполненную перед направлением ребенка в школу для слепых и слабовидящих, чтобы убедиться в том, что это обследование проведено правильно и достаточно полно. В первые дни учебного года врач-офтальмолог совместно с медицинскими сестрами и педагогами должны правильно рассадить учащихся в классе в соответствии с состоянием их зрения и ростом. Два раза в год следует проводить углубленные обследования органа зрения у детей. Результаты обследования, а также детальные рекомендации врача относительно режима учебных занятий и зрительной работы, лечения, оптических средств коррекции зрения, консультаций других специалистов, занятий физкультурой заносят в медицинскую карту.

Особого внимания заслуживают дети с прогрессирующими заболеваниями органа зрения (глаукома, неполная атрофия зрительного нерва, травматическая катаракта, пигментная дегенерация сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, осложненная близорукость, отслойка сетчатки и др.) и с состоянием глаз (некоторые формы врожденной и вторичной катаракты, амблиопия и др.), при котором имеется возможность улучшить зрение при условии активного высококвалифицированного лечения.

Большую работу по привлечению слепых к общественно полезному труду и повышению их культурного уровня проводят общества слепых. В члены общества принимают лиц с 14-летнего возраста с остротой зрения в лучшем глазу до 0,08 (с коррекцией), а также при резком сужении поля зрения.

Непрерывно возрастающее благосостояние населения, повышение материального и культурного уровня, широко проводимые профилактические мероприятия и развитие специализированной глазной помощи способствуют дальнейшему снижению числа слепых и слабовидящих.

Слабовидение — Педагогический терминологический словарь

Значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05- 0,2 или выше — 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции, аккомодации, поля зрения, глазодвигательных функций и т.д.). К слабовидящим детям относятся также и дети с остротой зрения в пределах 0,4, но имеющие прогрессирующие или рецидивирующие заболевания.

С. возникает на фоне глазных болезней и общего ослабления здоровья детей. С. чаще всего связано с аномалиями рефракции — близорукостью (миопия) и дальнозоркостью (гиперметропия).

Зрительное восприятие при С. характеризуется недостаточностью, фрагментарностью, замедленностью, что обедняет чувственный опыт. Дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т.д., к стационарным — пороки развития: микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней и непрогрессирующие последствия заболеваний и операций — стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).

Слабовидящие дети испытывают затруднённость пространственной ориентировки. Утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности.

Однако зрение остаётся у слабовидящих детей ведущим анализатором, у них осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых (см. Слепота).

Особенности обучения и воспитания слабовидящих детей: рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств (см. Тифлотехника), организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии и социальной адаптации и реабилитации. Следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок правильно носил очки и строго соблюдал рекомендации глазного врача.

Для слабовидящих детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: дошкольные учреждения и школы-интернаты (см. Зрение). Слабовидящие дети дошкольного возраста часто воспитываются в массовых детских садах. В массовой школе темп работы слабовидящего ребёнка быстро отстаёт от темпа работы остальных учеников, что может привести к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 261)

См. также Зрение, Слепота, Тифлотехника

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. слабовидение — орф. слабовидение, -я Орфографический словарь Лопатина
  2. слабовидение — сущ., кол-во синонимов: 1 полуслепота 1 Словарь синонимов русского языка
  3. слабовидение — Слаб/о/ви́д/ени/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь

Оптическая коррекция слабовидения — Здоровое око

Вслед за раком самым страшным недугом считается слепота. Это потенциальное условие тяжелой недееспособности и угроза качеству жизни человека.

По данным международной неправительственной организации СВМ в мире более 37 млн. слепых людей и более 124 млн. с пониженным зрением. Около 7 млн. людей слепнут ежегодно.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 1 млн. младенцев рождаются с плохим зрением, а к 15 годам количество детей с нарушением зрения увеличивается в три раза. Потеря зрения и проблемы, связанные с его ухудшением, требуют значительных затрат на социально-экономическую поддержку этой группы людей со стороны государства.

В России ежегодно регистрируются 500 тыс. инвалидов по зрению, а каждый второй житель страны страдает заболеванием глаз. Глазная заболеваемость в России неуклонно возрастает, и в большинстве регионов превышает среднеевропейские показатели в 1,5-2 раза. Снижение зрения до 0,05-0,03 делает человека практически полностью зависимым от окружающих людей.
К слабовидящим относятся лица со значительным снижением остроты зрения, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0.05 – 0,2 диоптрии. Слабовидением считается такое состояние зрения, при котором никакими средствами коррекции аметропии нельзя достичь остроты зрения выше, чем 0,3.

Слабовидение наступает вследствие аномалий развития или болезней глаз, которое нередко представляет собой проявление общего заболевания организма. Причинами слабовидения являются такие заболевания, как: глаукома, диабетическая ретинопатия, амблиопия, нистагм, альбинизм, микрофтальм, дегенерация сетчатки, макулодистрофия. Но все-таки в большинстве случаев слабовидение является следствием аномалий рефракции глаза. Слабовидение отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его. При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов.

Человек с низким зрением испытывает затруднения или не выполняет ту работу, которую делает человек с обычной очковой или контактной коррекцией. Он имеет более низкую трудоспособность, нуждается в социальном обучении, в трудовой, бытовой, социальной и медицинской реабилитации.

Жизнь в нашем обществе построена на визуальных задачах (чтение, ориентация в населенном пункте, ведение домашнего хозяйства, вождение и т.д.). Посредством зрения человек воспринимает более 80% всей информации. Примерно 12% приходится на слух. 3% — обоняние и лишь 2% на вкус и осязание.

В оптике для коррекции зрения слабовидения используется принцип увеличения, т.е. один и тот же предмет на разных расстояниях будет иметь различное изображение на сетчатке.

Если в 2 раза уменьшить расстояние до предмета, то получится 2-х увеличение на сетчатке. Расстояние для чтения при слабовидении в оптике 25 см – аdd +4,0Д. Угол зрения сравнивается с объектом, который находится на расстоянии 25 см.
Применение средств для повышения качества изображения на сетчатке, и приборов, увеличивающих ретинальное изображение (оптических и электронных), используемых для различных нужд, позволяет существенно улучшить жизнь лиц с низким зрением. Эффективность подбора средств для повышения качества изображения на сетчатке зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

При наличии у человека слабовидения, оказать помощь в решении зрительных проблем можно различными техническими средствами помощи слабовидящим – тифлотехникой. Например: очковыми лупами (положительная линза или система линз высоких рефракций), гиперокулярами (для монокулярного использования), бинокулярными очковыми лупами, ручными увеличителями, телескопическими очками, электронными увеличителями.

Лупы широко используются для различных видов работ со зрительным контролем. Лупа – увеличительный прибор с двухтысячелетней историей продолжает пользоваться популярностью. Они успешно сочетаются с очками – гиперокулярами моно или бинокулярного применения, усиливая увеличение. При прогрессирующем снижении зрения лупа является первым средством, к которому обращаются, нередко самостоятельно, слабовидящий человек.

По техническим характеристикам лупы подразделяются на: ручные, карманные, складные, опорные, накладные, лупы-линейки, фиксируемые на очках, без освещения и с подсветкой. Все лупы бывают разной кратности и конструкции.

Ручные лупы хорошо сочетаются с коррекцией зрения очковыми или контактными линзами. Их недостатком является необходимость удерживать в руке на фиксированном расстоянии. Как правило, ими пользуются только для кратковременной зрительной работы, располагая от объекта на расстоянии несколько меньше фокусного, чтобы увеличить глубину резкости и уменьшить аберрации, возникающие по периферии линзы, но с некоторой потерей увеличения.

Расстояние «лупа-глаз» может быть произвольным, однако по мере удаления глаза от лупы пропорционально уменьшается поле зрения.

Ручные лупы портативны, небольшого веса, не требуют специального рабочего места, очень удобны для кратковременного использования. Их применяют при рассматривании ценников и чеков в магазине, счетов, коротких записей.

Накладные лупы подразделяются на: строчные, полустрочные и полусферические, однолинзовые и комбинированные. Лупа имеет определенное фокусное расстояние и размещается непосредственно на тексте. Эти лупы удобны для длительной зрительной работы, особенно лицам пожилого возраста, с суженным полем зрения, с эсцентричной фиксацией взора при наличии скотом в поле зрения.

Скотомой называется очаговое выпадение полей зрения, т.е. видимого глазом пространства. Бывают случаи, что человек не замечает скотому, и она обнаруживается только при обследовании.
Выпадение участка в самом центре поля зрения свидетельствует о макулодистрофии, возрастном дегенеративном поражении желтого пятна (макулы) сетчатки глаза.

Лупы-линейки или строчные лупы увеличивают буквы в вертикальном направлении, без увеличения их по горизонтали, что сохраняет неизменную длину строки. В некоторых из них введена узкая полоска, помогающая слабовидящему человеку сохранять строку.

Лупы, фиксируемые на очках, используются для различных видов ручных работ, рассматривания деталей, их также можно использовать при письме и чтении, сочетая с очками для близи и с очками гиперокулярами. Такие лупы могут быть в двух вариантах: бинокулярного и монокулярного применения.

Бывают также специальные лупы, например «лупы для рукоделия» с фиксацией линзы на груди пользователя, настольные лупы на подставке. Их увеличение не превышает 2,5 – 3 х.

Выпускаются также лупы специального назначения, для конкретных работ. К ним относятся лупы для швейных машин, выполнения маникюра и др.

К достоинствами применения луп, при наличии у человека слабовидения, относятся такие факторы, как наличие большого диапазона увеличений, небольшой вес, а также возможность использовать с другими оптическими увеличителями. Лупами пользуются около 90% лиц с низким зрением.

К сожалению, при пользовании лупами, имеются и недостатки. Для пожилого человека с пониженным зрением для чтения на близком расстоянии, могут возникнуть определенные трудности.

Новая сенсомоторная координация головы, глаз, руки и тела требует времени для освоения. Человеку также необходимо приспособиться к уменьшению поля зрения. Он должен безошибочно устанавливать рабочее расстояние, оптимальное освещение с применением, при надобности, дополнительных источников света.

В настоящее время, слабовидящие чаще стали применять технические средства реабилитации (тифлосредства) – электронные устройства. В отличие от оптической лупы электронное устройство имеет большую площадь изображения и больший коэффициент увеличения. Четкость изображения сохраняется на всей площади экрана, что делает чтение особенно комфортным.

Электронные устройства (электронные лупы, цифровые лупы, видеолупы) – это компактное устройство с камерой и экраном, которое позволяет просматривать увеличенное изображение в различных режимах. Этот вид тифлотехники – отличное решение для людей с ослабленным зрением, предназначенного для прочтения текстов с мелким шрифтом (рецептов, инструкций, информации на упаковках) и рассматривания мелких деталей.

Безусловным преимуществом цифровых электронных устройств (луп, видеоувеличителей) перед обычными оптическими лупами являются следующие факторы:

  1. Разница в коэффициентах увеличения. Электронные устройства (лупы) позволяют добиться коэффициента увеличения до 25х на экране 4,3 дюйма. Максимальный коэффициент увеличения обычной лупы 8-10х. Такой предел увеличения обусловлен законами оптической физики.
  2. На экране электронного устройства (лупы) можно легко и просто читать текст видя целые слова, а при аналогичной кратности простой лупы, текст возможно читать только по буквам, т.к. у обычных луп очень мала площадь изображения. Существует прямая зависимость: чем больше коэффициент увеличения обычной лупы, тем меньше ее диаметр. Например, при увеличении 8х, диаметр обычной лупы будет около 3 см, что позволит увидеть только одну букву.
  3. Электронные устройства (лупы) не дают краевых искажений, а при чтении через обычную лупу по краям изображение становится нечетким, и начинает размываться.
  4. Благодаря наличию функции «стоп-кадр» электронное устройство (лупа) позволяет зафиксировать изображение (сфотографировать) и потом рассматривать его в спокойной обстановке (например: состав продукта или срок годности). С обычной лупой сделать это не возможно.
  5. Электронные устройства имеют также настройки цветовых режимов, в том числе: полноцветный, черно- белый, негатив, голубой на белом, черный на желтом, голубой на желтом, черный на зеленом, позволяющие людям с различными нарушениями зрения максимально комфортно воспринимать информацию.
  6. Некоторые модели электронных устройств позволяют выводить изображение на экран телевизора и компьютера, т.е. если требуется еще большее увеличение, то имеется возможность просматривать изображение на большом экране. С обычными лупами такие манипуляции не возможны.
  7. Также электронные устройства позволяют осуществлять пошаговое изменение коэффициента увеличения в зависимости от размера рассматриваемых деталей. Регулировать коэффициент увеличения обычной лупы можно только удаляя или приближая ее к рассматриваемому объекту. Это не очень удобно, если держать лупу на весу и технически не возможно, если лупа расположена на подставке.

Информация взята с сайта: saga-optika.ru

СЛАБОВИДЕНИЕ — что такое — значения из всех словарей

   — значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05- 0,2 или выше — 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции, аккомодации, поля зрения, глазодвигательных функций и т.д.). К слабовидящим детям относятся также и дети с остротой зрения в пределах 0,4, но имеющие прогрессирующие или рецидивирующие заболевания.

   С. возникает на фоне глазных болезней и общего ослабления здоровья детей. С. чаще всего связано с аномалиями рефракции — близорукостью (миопия) и дальнозоркостью (гиперметропия).

   Зрительное восприятие при С. характеризуется недостаточностью, фрагментарностью, замедленностью, что обедняет чувственный опыт. Дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т.д., к стационарным — пороки развития: микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней и непрогрессирующие последствия заболеваний и операций — стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).

   Слабовидящие дети испытывают затруднённость пространственной ориентировки. Утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности.

   Однако зрение остаётся у слабовидящих детей ведущим анализатором, у них осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых (см. Слепота).

   Особенности обучения и воспитания слабовидящих детей: рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств (см.Тифлотехника), организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии и социальной адаптации и реабилитации. Следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок правильно носил очки и строго соблюдал рекомендации глазного врача.

   Для слабовидящих детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: дошкольные учреждения и школы-интернаты (см. Зрение). Слабовидящие дети дошкольного возраста часто воспитываются в массовых детских садах. В массовой школе темп работы слабовидящего ребёнка быстро отстаёт от темпа работы остальных учеников, что может привести к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 261)

   См. также Зрение, Слепота, Тифлотехника


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о