Тики нервные у подростков – Нервный тик у мальчика 4,5 года — кто сталкивался? — запись пользователя Анюта (id795244) в сообществе Здоровье — от трех до шести лет в категории Неврология

Содержание

Нервные тики у детей — причины, диагностика и лечение тиков

Тикозные расстройства у детей — это сочетанное неврологическое и психическое расстройство, которое проявляется в непроизвольном и неконтролируемом повторении одних и тех же движений или одних и тех же звуков. Чаще всего тики возникают у детей в возрасте от 7 до 10 лет, реже — у малышей в возрасте от 3 до 6 лет и у подростков от 11 до 13 лет.

Симптомы тикозных расстройств

В зависимости от проявлений выделяют моторные и голосовые тики.

К моторным тикам относят:

  • подергивание плеч или щек,
  • покачивание головы,
  • дрожание губы,
  • беспричинное вздрагивание,
  • частое моргание или поднимание бровей и т.п.

К голосовым тикам относят:

  • частое хмыканье,
  • шмыгание носом,
  • посапывание,
  • непроизвольное повторение одних и тех же звуков.

Отличительной чертой психогенных тиков является то, что они длятся недолго (т. н. транзиторные тики), их симптомы никогда не проявляются во время сна, когда ребенок расслаблен, усиливаются во время стрессовых ситуаций, т.е. значительная роль в возникновении и сохранении тикозных расстройств принадлежит наличию высокого уровня тревоги у ребёнка.

Если тикозные проявления отличаются постоянством, носят комбинированный (сочетанный) характер и мало зависит от психологических условий (проявляются и в комфортных для ребёнка условиях, и в ситуации стресса), то речь может идти о неврологическом или более серьёзном психическом расстройстве.

Причины появления тиков у детей

Причины нервных тиков могут быть биологические и психологические. К биологическим причинам можно отнести дефицит магния, интоксикацию организма, инфекционные и вирусные заболевания, повлекшие снижение иммунитета, а также наследственный фактор — если у кого-то из родителей в детстве были тики, то вероятность развития их у детей увеличивается.

К психологическим причинам относятся эмоциональные стрессы, чрезмерные физические и умственные нагрузки, сильный испуг, конфликтные отношения в детском коллективе, недостаток внимания или чрезмерная опека со стороны родителей.

Диагностика и лечение тиков у детей

Основными принципами лечения тикозных расстройств у детей является индивидуальный подход и использование комплексной терапии.

После диагностической консультации врач определит необходимость консультации смежных специалистов: психиатра, психотерапевта, невролога, физиотерапевта, при необходимости направит на дополнительное ЭЭГ-исследование, биохимический анализ крови, анализ крови «Нейротест», патопсихологическое или нейропсихологическое исследование, после чего назначит комплексное лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими снять (отреагировать) у ребёнка чрезмерное нервно-мышечное напряжение и тревогу, БОС-терапия поможет научиться справляться с тревогой на уровне саморегуляции, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогут ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Цены

УслугаДлительностьСтоимость
Прием врача невролога
Первичный
55 мин4 000 ₽
Консультация нейропсихолога55 мин3 500 ₽
Первичный прием
врача психотерапевта, психиатра
55 мин
5 000 ₽
Первичный прием
врача психотерапевта, психиатра, д.м.н.
55 мин7 000 ₽
Консилиум
Врач психотерапевт и детский психолог
или нейропсихолог
60-90 мин6 000 ₽

Невротические расстройства у детей и подростков

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

В нашей клинике всегда можно связаться со своим лечащим врачом. Мы работаем для Вас 7 дней в неделю. Вы можете задать вопросы по текущему лечению по телефону, либо по электронной почте. Также, Вы можете получить повторную онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы  живете в другом городе.

 

Навязчивые неврозы

В большинстве случаев проблема невроза навязчивых состояний и тиков решается путем игровой психотерапии или курсом медицинского лечения, а чаще всего – сочетанием медикаментозного лечения и психологической работы с подавляемым нервным напряжением у ребенка.

Обессивные неврозы у детей проявляется в виде навязчивых различных движений и мыслей. Навязчивые состояния (обсессии) проявляются как непреодолимые и непроизвольно возникающие мысли, страхи, и, как следствие – навязчивые движения.

Навязчивые мысли

  • когда ребенок боится за здоровье и безопасность себя самого и своих родных
  • постоянно думает или представляет себе, что с ними может случиться что-то плохое
  • все время вспоминает негативные события, которые произошли с ним или с его родными в прошлом

Типичные навязчивые мысленные действия

  • прочитывание номеров автомобилей, вывесок, операции с числами и буквами из номеров и вывесок
  • подсчет фонарных столбов, домов, газонных ограждений и т.п.
  • постоянный поиск «любимых» и «нелюбимых» букв и цифр

Навязчивые движения и действия. Сфера их проявлений весьма обширна. Это может быть и нервный тик у ребенка, и навязчивые движения. Наиболее типичные навязчивые движения и действия у детей:

  • обкусывание ногтей и губ
  • выдергивание волос
  • сосание пальца, сосание или обкусывание карандаша, ручки, пуговицы, края одежды
  • покашливания, похрюкивание или проговаривание звуков
  • подергивания конечностей
  • моргание и/или стереотипные движения глаз
  • кружение
  • постукивание, похлопывание в ладоши
  • раскачивание
  • приседание, прихрамывание при ходьбе
  • потирание тела или предметов
  • потряхивание и встряхивание рук и предметов
  • прыжки и скачки без причины
  • мышечные сокращения рук и ног, а также лицевой части.

Типичные сложные ритуальные действия

  • дети могут ходить по определенным плиткам на полу
  • обходить, крутить, гладить предмет какое-то строгое количество раз
  • подпрыгивать и хлопать в ладоши, проговаривать фразы и т.д.

Также, неврозы могут иметь различный характер течения:

  • эпизодический
  • хронический
  • прогрессирующий

Невроз у ребенка может иметь разные причины. Наиболее часто встречающейся является наличие какой-либо психической травмы у ребенка, а также наличие эмоциональных факторов. Таких как: напряженная и конфликтная обстановка в семье, неправильное и слишком жесткое и авторитарное воспитание детей.

Нередко в этот список входят и физиологические причины: наследственность и генетика, перенесенные заболевания, физические перегрузки ребенка, недостаток сна.

Так или иначе, все это связано с тем, что ребенок имеет повышенное возбуждение в определенных областях мозга. В основном речь идет о дисфункции подкорковых ядер головного мозга, которые отвечают за позу и мимику, мышечный тонус и за глобальные двигательные акты. Ребенок вынужден это возбуждение каким-то образом сбрасывать. Таким образом, данная разрядка происходит именно с помощью действий.

Это могут быть: тики (ребенок дергается, либо дергает какой-либо частью тела), быстрые стереотипные движения, могут быть навязчивые позы, навязчивые движения; ребенок может присаживаться, подпрыгивать, издавать какие-то звуки, проговаривать слова или даже ругательства (при синдроме Туретта). Очень часто именно этим дети, страдающие навязчивыми состояниями, доводят до бешенства учителей. Например, учитель жалуется, что мальчик специально хрюкает и визжит на уроках, а у ребенка диагностирован синдром Туретта. Синдром Туретта является генетически предопределенным состоянием, связанным с неврозами навязчивых состояний и тиками, или стереотипными тикообразными движениями.

При диагностике ребенка с обсессивным неврозом непременно изучается энцефалограмма на предмет своеобразной формы эпилепсии.

Также неврозоподобные навязчивые состояния во многом провоцируются хронической стрептококковой инфекцией с повышением антистрептолизина О (АСЛО) при хроническом тонзиллите, так называемый PANDAS -синдром.

ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей в клинике “Эхинацея”

Советуем Вам обратиться к детскому неврологу, либо к детскому психиатру или психологу, пока навязчивые состояния не закрепились. Для удобства и координации помощи ребенку мы практикуем консилиум из всех трех специалистов. При своевременной помощи детского психолога и врача во многих случаях нервные тики проходят довольно быстро.

В большинстве случаев, тики, появившиеся у детей до шести лет, к подростковому возрасту проходят сами, даже без лечения (более чем у половины детей). Однако имеются и другие случаи, когда плохо леченные нервные тики закрепляются на всю жизнь. Поэтому мы рекомендуем решить проблему с тиками до подросткового возраста. Обсессивный невроз хорошо поддается лечению на ранних стадиях, особенно в дошкольном возрасте. И очень хорошо здесь помогает игровая психотерапия.

Что же касается синдрома Туретта, то даже при наличии генетической предрасположенности этот синдром может и «замолчать». Ведь до момента дебюта синдрома Туретта ребенок живет с тем же генетическим набором, но никаких тиков и вокализмов нет. Здесь дело не только в генетической предрасположенности к синдрому Туретта, но и в сопутствующих проблемах и текущем состоянии здоровья ребенка. Работа с провоцирующими факторами (невроз навязчивых состояний, инфекции, нарушение сна, высокий уровень тревоги и т.д.) обычно приводит к постепенному улучшению, часто до полного прекращения тиков и вокализмов.

Во многих случаях приходится очень аккуратно подбирать медикаментозное лечение, психотерапевтически работать с ребенком, его окружением и семьей. Однако, если проблема вовремя была замечена и оценены все медицинские аспекты, она, как правило, неплохо поддается коррекции даже в упорных случаях.

Мы широко практикуем  метод игровой терапии для лечения навязчивых неврозов у детей

Страхи у детей

В большинстве случаев при сильном страхе у детей проблема легко решается с помощью проведения курса игровой психотерапии. Истинные причины детского страха может «всплыть» уже на первом или втором сеанса игровой психотерапии. Затем причины страхов прорабатываются в процессе игры и перестают быть актуальными для ребенка. Медицинская и психологическая помощь вполне эффективна  и результативна, ее первые результаты видны спустя две-три недели с начала работы с психологом, либо медицинского лечения, если оно необходимо.
Какими могут быть детские страхи? Детские страхи могут быть очень разнообразными. Ребенок, так же, как и взрослый, может:

  • Бояться темноты, воды, огня, высоты.
  • Бояться остаться один в помещении или на улице.
  • Иметь сильный навязчивый страх смерти.
  • Бояться находиться в социуме и в обществе незнакомых людей. Пугаться резких и громких звуков.
  • Бояться уснуть ночью, придумывая и представляя себе фантастических существ, либо героев, взятых из фильмов ужасов и триллеров, либо пришедших к ним из книг.
  • Довольно часто возникает боязнь животных, чаще всего собак, причем не обязательно после реального пугающего контакта.
  • С началом учебы в школе приходят социальные страхи (дидаскалейнофобия): когда ребенок боится отвечать у доски, опоздать в школу, боится выглядеть не таким, как остальные дети, либо боится не справиться с заданием и т.д.

Детские страхи отличаются от взрослых только тем, они могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, так как психика ребенка еще не сформировалась, и этот процесс только начался. Типичные страхи у детей обычно градируются по возрастам, и самые первые могут возникать еще во время беременности матери. Поскольку ребенок связан с мамой не только физиологически, но и эмоционально, то дитя, находясь в утробе, очень четко считывает настрой и переживания мамы, все ее тревоги и страхи, ощущает действие стрессорных гормонов матери. Все эти реакции буквальным образом «записываются» телом и головным мозгом, как на кинопленку, и запоминаются на всю жизнь. Позднее при возникновении ситуации, связанной с какой-либо опасностью и похожей на когда-то пережитую ситуацию, мозг и тело ребенка реагируют абсолютно так же, как и в первый раз. Вся информация, которую «считывает» и «записывает» мозг ребенка, остается на бессознательном уровне и хранится всю жизнь. Эта информация сразу вспоминается, как только мы попадаем в уже знакомую  ситуацию.

Детский страх также может быть инстинктивным и врожденным. В этом случае страх проявляется в виде защитных механизмов, необходимых для выживания. Как только в поле видимости возникает опасность, новорожденный ребенок может вздрогнуть, широко раскрыть глаза. Либо наоборот: зажмуриться, поднять руки, откинуть голову. Рефлекс нервного вздрагивания – в качестве ответа на испуг – при благоприятной обстановке в семье и отсутствии стрессов постепенно убывает к четырем месяцам.

Основной вид страха в первый год жизни – боязнь потерять маму, сильное беспокойство, когда ее нет рядом. Если мама долго отсутствует, у ребенка может развиться «невроз тревожного ожидания», который впоследствии может привести к формированию склонности к необоснованной тревоге, неуверенности в себе, боязни потерпеть неудачу, страху публичных выступлений или сдачи экзаменов.  Также этот страх может породить функциональные расстройства речи, например, заикание, а в старшем возрасте и половую дисфункцию.

Если у ребенка есть ощущение постоянной тревоги, это может быть связано с особенностями его мозга, его личности (генетическими предрасположенностями), со здоровьем его нервной системы, как таковой, какие-то родовые травмы (гипоксия). То есть ребенок растет, чувствует тревогу, а причин для нее нет, либо он их не видит, не осознает. Эмоции же, связанные с тревогой – есть. И – в меру своего развития – страху дается логическое объяснение и обоснование: начинает придумывать оправдания и сценарии детских страхов. Например, ребенок, просыпающийся от чувства страха, которое его разбудило, говорит встревоженной маме, что «в окно дядя лезет». Или ребенок ложится спать, тревога не дает уснуть – делается вывод, что «под кроватью кто-то страшный завелся», а шкаф превращается в «монстра». Или во время прогулки ребенок испытывает тревогу, и, привязывая свой страх к окружающей обстановке, начинает бояться полицейского, экскаватора или собаки.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

В большинстве случаев при гиперактивности, повышенной возбудимости и неусидчивости ситуация вполне поправима. Медицинская и психологическая помощь достаточно эффективна  и результативна, первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

  1. Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психолога или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
  2. Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком, в игре, в рисунках, а затем так же мягко корректируются.
  3. Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Редко, но все же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения. В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, несидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания:
1. Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание
2. Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили
3. Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца
4. Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок
5. Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи
6. Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания
7. Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили
6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются

Двигательная расторможенность:
1. Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом)
2. Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться
4. Любит много и безудержно говорить

Импульсивность:
1. Слабый контроль своего поведения
2. Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения
5. Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях
6. Может начать отвечать, не дослушав вопроса
7. часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его
8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.
С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком: к врачу или к психологу? Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем консилиум, состоящий из психолога, невролога и психоневролога (детского психиатра). Можно получить консультации этих специалистов и по отдельности. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. Иногда мы рекомендуем пройти некоторые обследования, например, электроэнцефалографию, либо исследования сосудов головного мозга, для того чтобы окончательно и наиболее ясно выяснить причину того, что происходит с ребенком.

Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?

В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины). Если вовремя определить причину и назначить компетентное лечение, то данное заболевание проходит полностью и достаточно быстро.

Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием. Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу.  Это явление может происходить по многим причинам. Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных –  повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.

Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Реже закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.

Возможны и другие варианты. Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.
К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком: к врачу или к психологу? В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.

Повышенная тревожность у ребенка

В большинстве случаев состояние тревоги у ребенка корректируется достаточно легко. Первые результаты мы видим обычно уже спустя две-три недели от начала работы с психологом или медицинского лечения.

Основная причина тревоги у ребенка – это постоянное нахождение нервной системы в защитной адаптационной реакции на внешние ситуации и обстоятельства, которые ребенок почему-то оценивает как опасные (стрессорная реакция). Ребенок может их не осознавать, так как растет в них с самого рождения, и он к ним привык, но подсознательно чувствует себя при этом неспокойно.

Обычные симптомы повышенной тревожности у ребенка:

  • Тревожность у ребенка часто проявляется чрезмерной привязанностью к маме, так как для ребенка именно она является природным источником спокойствия.
  • Повышенная тревожность может сопровождаться возбудимостью и гиперактивностью, либо, наоборот, истощением нервной системы, подавленностью и апатией ребенка. Бесконечно поддерживать тревогу и возбуждение головной мозг не может и быстро истощается.
  • Очень часто чрезмерная тревожность сопровождается депрессией иммунитета (вторичной иммунной недостаточностью на фоне стресса) и частыми заболеваниями. Например, ребенок сильно подвержен простудным заболеваниям, приносит из детского сада все инфекции, которые там появляются, долго находится дома на лечении.
  • Практически обязательным и, наиболее частым проявлением повышенной тревожности, является нарушение сна, ребенок плохо засыпает, часто просыпается. Либо спит на первый взгляд достаточно и много, но не высыпается и встает с утра с плохим настроением.
  • Страхи (придумывает и наделяет безопасные вещи опасными свойствами)

В первую очередь, необходимо понять в какой из областей лежат причины проблемы. В психологической, либо в медицинской.

  1. Повышенная тревожность как психологическая проблема.
  2. Тревога у ребенка на фоне медицинских проблем. Это могут быть давно перенесенные повреждения мозга при родах, гипоксия, асфиксия или родовая травма, после чего мозг начинает сам генерировать тревогу в ответ на внешние обстоятельства. Это может быть повышенное внутричерепное давление, в более сложных ситуациях причинами могут быть аутистические расстройства, детские психозы или даже шизофрения. И чтобы помочь ребенку максимально эффективно, нужно точно определить природу возникновения тревожности. Если в основе лежат психологические проблемы, то прием медикаментов будет лишним, и никак не будет воздействовать на имеющуюся тревожность.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины (психологические, медицинские) и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию, часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и т.д. Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нарушение снаНормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Многие проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

 

Тремор подбородка у новорожденного: у ребенка дрожит подбородок

В большинстве случаев эти симптомы полностью проходят при своевременном установлении диагноза и проведенном лечении, особенно, если лечение будет начато в первые полгода жизни ребенка.

Когда у новорожденного ребенка дрожит подбородок – это практически всегда говорит о повышенном возбуждении нервной системы. Если подбородок дрожит часто или постоянно – значит, возбуждение в центральной нервной системе ребенка существенно доминирует над торможением. А это, в свою очередь, может говорить о перенесенном повреждении мозга: внутриутробной инфекции, внутриутробной и/или родовой гипоксии, родовой травме, повышении внутричерепного давления и др. При этом подбородок у ребенка трясется во время плача или спонтанно. Также могут проявляться и другие неврологические симптомы. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса, у малыша не формируются правильные рефлексы, присущие новорожденным: хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный, ладонно-ротовой, опорный рефлексы. А также возможны другие неврологические знаки, говорящие о том, что нервная система была чем-то повреждена. В более серьезных случаях возможно нарушение раннего развития.

С чего начать и к кому обращаться? Если у ребенка часто возникает дрожание подбородка, в первую очередь, ему стоит получить очную консультацию детского невролога. Врач осмотрит малыша и, при необходимости, назначит УЗИ головного мозга, УЗИ мозговых сосудов, чтобы посмотреть на ситуацию с внутричерепным давлением и мозговым кровообращением. В случае подозрений на  редмет эпилепсии целесообразно проведение энцефалографии (ЭЭГ). Как правило, наиболее актуальный возраст для исследований и определений причин этой проблемы – до полугода, так как большинство последствий внутриутробных и родовых повреждений нервной системы хорошо восстанавливаются в течение первых 6-12 месяцев жизни (так называемое «терапевтическое окно»). Именно в этот момент следует приложить максимум усилий, чтобы поврежденные функции полностью восстановились и продолжали свое развитие в нормальном режиме.

Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?

Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Обычно проблемы со сном у ребенка решаются довольно быстро. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится. 

Сколько должен спать ребенок

Возраст ребенкаПродолжительность дневного снаПродолжительность ночного сна
От 1 до 2 месяцевоколо 9 часовоколо 18 часов
От 3 до 4 месяцевоколо 8-6 часовоколо 16 часов
От 7 до 9 месяцевоколо 4 часовоколо 13 часов
От 10 до 12 месяцевоколо 3 часовоколо 13 часов
От 1-го до 1,5 летоколо 3 часовоколо 12 часов
От 1,5 до 2 летоколо 2,5 часовоколо 10-11 часов
От 2 до 3 летоколо 2,5 – 2 часовоколо 10-11 часов
От 3 до 7 летоколо 1,5 часов, по желаниюоколо 10 часов
После 7 летДневной сон не обязателенне менее 8-9 часов

Режим сна. Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника  отбой должен быть не позже, чем  в 22.00. У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.

Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры  головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.

Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.

Ситуация, когда ребенок не спит ночью или трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины:

 

Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.

Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как  стрессорныемеханизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.

Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь.  Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.

Ребенок скрипит зубами во сне. Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта. Но чаще всего причина бруксизма имеет психологический характер. Например, стресс, связанный с поступлением в школу, неврозы, повышенный уровень тревоги.

Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.

В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит:

  1. Консультацию детского психоневролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
  2. Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.
  3. В сложных случаях целесообразна ЭЭГ ночного сна. ЭЭГ регистрирует работу головного мозга во сне и помогает найти источник проблемы.

 

С чего начать и к кому обращаться: к врачу или к психологу?

Мы рекомендуем, в первую очередь, получить консультацию у детского психолога, невролога или психиатра. Чтобы быстро разобраться в происходящем лучше всего пройти консилиум всех трех специалистов. На консилиуме Вы сразу получаете ответы и рекомендации от нескольких специалистов: невролога, психолога, и психоневролога, которые точно определяют, насколько актуальны психологические расстройства или проблемы, либо это нарушения нервной системы. Иногда мы рекомендуем выполнить ЭЭГ или другие исследования, отражающие работу головного мозга.

Нервные тики у детей | Детская психиатрия

Тики – это стереотипные, повторяющиеся движения. Обычно впервые проявляются  у детей в возрасте 3 — 5 лет. Для тиков характерно волнообразное течение: периоды обострений, которые обычно длятся около 1,5 месяцев, сменяются периодами ремиссии.

Виды тиков у детей

В зависимости от степени выраженности тики могут быть локальными и распространенными. При локальных тиках вовлекается один регион, например голова. Самый распространенный локальный тик — это моргание. Распространенные тики включают несколько регионов. Часто встречающиеся распространенные тики —  это подскоки, подергивание рукой или плечом.

Тики могут быть единичные и множественные. Для единичных характерно одно стереотипное движение, для множественных — их сочетание. Тики с течением времени могут сменять друг друга. Например, моргание сменяется поведением носом, затем оба тика возникают одновременно. Могут вовлекаться и другие регионы тела.

Помимо моторных существуют вокальные тики. Для них характерно стереотипное произнесение каких-либо звуков (покашливание, похмыкивание и др.). Они могут сочетаться с моторными тиками, либо существовать изолировано.

Причины тиков у детей

Родители часто связывают появление детских тиков со стрессами и эмоциональными потрясениями. На самом деле причиной возникновения тиков является изменение обмена веществ (дофамина и норадреналина) в подкорковых структурах головного мозга. Человек рождается с подобной предрасположенностью, и зачастую она передается по наследству.

Не всегда тики обусловлены стрессовым фактором. Не всегда между возникновением тиков и пережитым стрессом есть взаимосвязь. Ребенок может расти в благополучной и счастливой семье, но однажды без каких-либо внешних причин из-за особенностей развития головного мозга включается механизм и появляются клинические симптомы.

Зачастую дополнительных обследований не требуется. В ряде случаев неврологи ЕМС проводят электроэнцефалограмму для того, чтобы исключить у ребенка эпилепсию. Прогноз течения заболевания в большинстве случае благоприятный. В 80% случаев тики проходят самостоятельно после достижения подросткового возраста и не требуют лечения. Они могут проявляться лишь эпизодически в период повышенной утомляемости, усталости и эмоционального напряжения.

Согласно международным протоколам в большинстве случаев тики не лечат с помощью медикаментозной терапии. Это связано с периодичностью их проявления. Медикаментозные препараты назначаются только в тех случаях, когда тики причиняют пациенту значительный физический или психологический дискомфорт. Например, ребенок так часто моргает, что у него болят глаза. Или, например, хмыканье настолько громкое, что окружающим тяжело находиться рядом, поэтому ребенок испытывает сложности в общении. Вокальные тики могут значительно ограничивать социальную жизнь ребенка и влиять на его самооценку.

Любая терапия при тиках симптоматическая, она не устраняет причину заболевания. Полностью безопасных препаратов, которые с  доказанной эффективностью влияют на источник проблемы, не существует.  Все они обладают рядом побочных эффектов, поэтому для их назначения необходимы строгие показания.

Лечение нервных тиков в клинике EMC

Важно оценить, насколько тики причиняют дискомфорт ребенку. Зачастую родители настаивают на назначении медикаментозной терапии, потому что переживают, что малыш испытывает неудобства и трудности в общении со сверстниками. Но для самого ребенка тики не являются проблемой или преградой для успешной социализации.

Существует ряд препаратов, имеющих определенный эффект на течение заболевания. Но ни один из них не прошел серьезного клинического исследования. Поэтому зачастую родители приходят с жалобами, что сначала препарат был эффективен, но при очередном обострении заболевания эффекта не отмечалось. Это связано с тем, что первый этап приема лекарственного средства часто совпадает с периодом ремиссии, поэтому у родителей складывается впечатление о его результативности. Подобные препараты в рамках Детской клиники ЕМС не назначаются.

Выделяют ряд заболеваний, которые вызываются стрептококковой инфекцией. Организм начинает вырабатывать антитела к стрептококку, которые могут оказывать влияние на подкорковые структуры. Поэтому при наличии факторов, указывающих на связь детских тиков со стрептококковой инфекцией, проводится исследование на наличие антител к стрептококку, если они обнаруживаются, назначается антибактериальная терапия.

Существует немедикаментозный метод коррекции нервных тиков у детей — БОС-терапия (биологическая обратная связь), когда с помощью специальной компьютерной программы проводятся занятия с целью воздействия на функциональную составляющую головного мозга. В случае, если требуется проведение БОС-терапии к ведению пациента подключается нейропсихолог.

У ребенка нервный тик

Чаще всего тик встречается у детей в возрасте 6-14 лет. Им страдает 10-15% детей, причем мальчики чаще, чем девочки. У некоторых детей бывает сразу несколько тиков. «Причиной служит нарушение связей между различными областями мозга, что в результате сказывается на координации желаемого движения (действия) и результата», – говорит Хелге Топка (Helge Topka), главный врач клиники неврологии и клинический нейрофизиологии Мюнхенской больницы. Ученые предполагают, что участки головного мозга формируются с разной скоростью, что и становится причиной нарушения связей.

читайте такжеФрансуаза Дольто: «Ребенок – совсем не то, что думают о нем взрослые»

«В этом случае появляются действия и движения, которые на самом деле являются лишь незначительной помехой для жизни ребенка, – объясняет невролог. – Когда периферическая нервная система окончательно сформируется, тик, скорее всего, исчезнет».

Проявлениями тика могут быть звуки, слова, кашель, подергивания рук или тела, моргание. Нервному тику предшествует предчувствие, похожее на то, которое мы испытываем перед чиханием: только после ребенок может расслабиться. Стрессовые ситуации часто усиливают нежелательные действия. Если попробовать подавить нервный тик, в результате он только усилится. Именно поэтому ни в коем случае нельзя рекомендовать ребенку себя сдерживать. Наоборот, нужно создавать вокруг него спокойную, принимающую атмосферу. «Некоторые дети чувствуют себя неуверенно из-за реакции окружающих на их особенность», – говорит Хелге Топка. Важно также объяснить ребенку, что тик не является психическим заболеванием.

Одна из длительных форм тика, часто возникающая у детей, – это так называемый синдром Туретта, в котором сочетаются моторные и голосовые тики. Хотя синдром Туретта известен в основном тем, что человек постоянно повторяет непристойные слова, на самом деле так бывает лишь в 30-50% случаев. Тик Туретта развивается за год, его симптомы усиливаются во время переходного возраста. Впрочем, в 50% процентах случаев также возможно выздоровление.

читайте также

Юлия Гиппенрейтер: «Обучение общению — естественный процесс»

Тики, которые длятся больше 12 месяцев, принято считать хроническими. Чтобы помощь врача была эффективной, важно, чтобы приступ произошел на приеме. А поскольку симптоматика типична, время можно легко просчитать. Лечение зависит от вида тика и от того, какие неудобства он доставляет ребенку. Обычно тот вместе с родителями посещает детского психолога или поликлинику, если требуется медикаментозное лечение. Однако все виды лечения устраняют симптомы, а не причину. Часто тик бывает связан с другими психологическими проблемами, такими как синдром дефицита внимания, депрессия или страхи.

И все-таки самое главное – быть в открытых отношениях с ребенком, так как проблемой обычно является не сам тик, а та ситуация, в которой оказываются дети. Если реакция на их необычное поведение будет спокойной и принимающей, они смогут вести нормальную жизнь. «Не оставляйте вашего ребенка наедине с проблемой, – рекомендует Хелге Топка. – Прислушивайтесь к нему и не заставляйте его испытывать чувство вины».

Подробнее см. на сайте издания Spiegel.

читайте также

Помочь ребенку принять себя

симптомы, причины и лечение заболевания

Тики – это непроизвольные движения и подергивания в каких-то мышцах. Нервные тики у детей встречаются достаточно часто, в МКБ-10 они обозначены кодом F95.

Обычно тики затрагивают глаза, рот и мимические мышцы, но могут появляться где угодно.

Чаще всего тики безвредны и быстро проходят. Иногда они превращаются в самостоятельное нервное расстройство, которое остается навсегда и заметно ухудшает качество жизни. В таком случае тики лечат разными средствами, включая лекарственные препараты и определенный режим.

Классификация тиков включает два типа: моторные и вокальные.

Моторные тики могут быть простыми и комплексными. Простые моторные тики могут включать закатывание глаз, зажмуривание, дерганье головой, носом, пожимания плечами.

Комплексные моторные тики состоят из серии последовательных движений. Например, прикосновение к чему-либо, имитацию движений других людей, неприличные жесты.

Тики у детей являются не столько непроизвольными движениями, сколько недобровольными. Ребенок испытывает потребность совершить движение, но до определенной степени может сдерживаться. После движения появляется своеобразное облегчение.

Вокальные тики проявляются разными звуками, мычанием, кашлем, выкриками и словами.

Различают следующие варианты вокальных тиков:

  • Простые вокальные тики – отдельные звуки, покашливания;
  • Комплексные вокальные тики – слова, фразы;
  • Копролалия – неприличные слова, ругательства;
  • Палилалия – повторение своих слов и предложений;
  • Эхолалия – повторение чужих слов;

Перечисленные условия позволяют отличить тик от рефлекторных сокращений мышц. Тик всегда можно воспроизвести.

  1. Тики чаще встречаются в детском возрасте.
  2. Считают, что около 25% детей подвержены тикам.
  3. У мальчиков подобные расстройства встречаются чаще, чем у девочек.
  4. Никто точно не знает, в чем причина тиков.
  5. Стресс или недостаток сна могут провоцировать тики.

Тики часто ассоциируют с синдромом Туретта. Заболевание названо в честь французского врача Жоржа Жиль де ла Туретта, который в 1885 году обследовал нескольких пациентов с моторными и вокальными тиками.

Преходящие тики

Такие нервные расстройства появляются в детстве и могут продолжаться несколько недель или месяцев. Они включают в себя движения на уровне головы и шеи. Чаще это только моторные тики. Преходящие тики возникают в возрасте 3 – 10 лет. Мальчики более подвержены таким тикам, чем девочки. Обычно симптомы расстройства проявляются не более года и часто меняют свою локализацию. Короткие эпизоды могут продолжаться на протяжении нескольких лет. Иногда они остаются незамеченными для окружающих.

Ребенок

Хронические моторные или вокальные тики

Хронические тики продолжаются больше года и обычно появляются в одних и тех же мышцах. Они обычно включают моргание и движения в шее.

Синдром Туретта

Для синдрома Туретта характерна комбинация моторных и вокальных тиков, которая проявляется не менее одного года.

Обычно тики начинаются мягко и постепенно. Для них характерны своеобразные периоды приливов и отливов. Больные с синдромом Туретта часто описывают своеобразное ощущение предвестника тика, которое позволяет им этот тик заметить. Это может быть, например, жжение в глазах перед морганием или зуд кожи перед пожиманием плечами.

Обычно тяжесть заболевания усиливается во время полового созревания.

Копролалия, которую считают типичной для синдрома Туретта, на самом деле встречается только в 10 – 30 процентах случаев у взрослых и очень редко у детей.  Большинство людей могут подавлять свои тики только на протяжении короткого времени.

Дети с синдромом Туретта отмечают ослабление симптомов во время каких-то интересных занятий, например, во время компьютерных игр. Усиливаются тики в те периоды, когда ребенок отдыхает после трудных периодов и стрессов, например, после посещения школы.

Синдром Туретта в три раза чаще встречается у мальчиков.

Причины

Причинами нервных тиков у детей считают наследственную предрасположенность и нарушение баланса некоторых медиаторов в центральной нервной системе, например, допамина.

Известно, что препараты из группы нейролептиков уменьшают выраженность тиков. Эти лекарства снижают активность допамина в головном мозге. С другой стороны, стимуляторы нервной системы, которые повышают активность допамина, одновременно стимулируют развитие тиков.

PANDAS-синдром

Другой причиной тиков у детей может быть PANDAS-синдром, вызванный так называемым гемолитическим стрептококком группы А. Признаками этого расстройства являются:

  1. Наличие навязчивого состояния или тиков;
  2. Возраст ребенка до начала полового созревания;
  3. Внезапное начало и такое же быстрое выздоровление;
  4. Связь по времени между инфекцией и тиками;
  5. Дополнительная неврологическая симптоматика в виде гиперреактивности или других непроизвольных движений.

Считают, что после стрептококковой инфекции развивается своеобразная аутоиммунная реакция, когда организм атакует некоторые части собственной нервной системы.

Тики обычно начинаются в раннем детстве и затем постепенно усиливаются с возрастом. Максимальные проявления бывают у подростков. Прогноз скорее благоприятный. Большая часть людей постепенно избавляются от тиков и проявлений синдрома Туретта.

В течение всей жизни возможны рецидивы заболевания, которые связаны со стрессом и травматическими событиями.

Проявления тиков

Для того, чтобы оценить выраженность тиков у детей, применяют специальные опросники и проводят клиническое обследование. Это позволяет установить, имеют ли место преходящие тики, хронические тики или синдром Туретта.

Важным моментом является указание на то, что больной способен некоторое время сдерживать позывы. Это отличает их от других двигательных нарушений, таких как:

  • Дистония – своеобразное повторяющееся напряжение мышц, проявляющееся различными движениями и ненормальными позами;
  • Хорея – медленные непроизвольные движения в руках;
  • Атетоз – медленные судороги в руках;
  • Тремор – повторяющиеся мелкие движения или дрожь;
  • Миоклонус – отдельные внезапные сокращения мышц.

Другие причины тиков

Кроме синдрома навязчивых состояний и гиперактивности, существуют и другие неврологические заболевания, которые проявляются так же, как тики:

  • Шизофрения;
  • Аутизм;
  • Инфекции – губчатый энцефалит, нейросифилис, стрептококковые инфекции;
  • Отравления окисью углерода;
  • Прием лекарств – антипсихотики, антидепрессанты, препараты лития, стимуляторы, противосудорожные средства;
  • Наследственные и хромосомные заболевания – синдром Дауна, синдром Кляйнфельтера, болезнь Вильсона;
  • Травмы головы.

Лечение

Большая часть тиков, включая синдром Туретта, требуют только незначительного вмешательства. Обычно необходимо обучение самих детей и членов их семей.

Мальчик

Чаще всего целью лечения нервных тиков у детей не ставят полное подавление симптомов. Нет смысла бороться с каждым проявлением. Достаточно справиться с дискомфортом и научить детей контролировать свои тики.

Если у ребенка синдром Туретта, членам его семьи придется понять особенности этого заболевания.

Тики могут менять локализацию, частоту и выраженность своего проявления.

Окружающим важно понять, что тики у ребенка – это не распущенность, а болезненное состояние. Со временем навязчивые движения и звуки ослабевают или усиливаются.

Хорошим примером может быть потребность в моргании. Все люди могут какое-то время не моргать, но рано или поздно им придется моргнуть. Примерно то же самое происходит с тиками. Больной может более или менее успешно сдерживаться, но всегда есть шанс, что тики проявятся.

Родственники должны понять, что ребенок не сможет постоянно сдерживать признаки синдрома Туретта. Рано или поздно болезнь даст о себе знать.

Психологическое вмешательство

Лечение тиков у детей может быть ограничено психокоррекцией без использования таблеток. Известно, что стресс провоцирует развитие тиков. Суть психологического консультирования будет заключаться в определении провоцирующих факторов. Это могут быть занятия в школе, посещение магазинов, пребывание дома. В случае синдрома Туретта не только сам травмирующий фактор, но и последующее его переживание может усиливать тики.

В больнице

Приемы релаксации

В большинстве случаев приемы расслабления помогают больному справиться с тиками. Сюда относят разные виды массажа, прием ванны, прослушивание музыки. Расслабление с концентрацией на чем-нибудь приятном помогает уменьшить выраженность тиков. К подобным мероприятиям относят компьютерные игры или просмотр видео.

Физическая нагрузка

Некоторым детям становится лучше во время физических упражнений и занятий спортом, где они могут выплеснуть энергию. Это можно делать во время перемен в школе или после занятий где-нибудь в парке.

Считают полезным использование боксерского мешка, который помогает выплеснуть энергию и полезен для контроля над агрессией.

Концентрация на воображаемых сценах

Так же, как при игре в компьютерные игры, концентрация на ярких воображаемых образах может улучшить состояние детей с тиками. Ребенку предлагают сконцентрироваться на приятной воображаемой сцене без акцента на проявлениях тика.

Замещающие процедуры

Данная техника очень распространена и в большинстве случаев эффективна. Ребенку предлагают воспроизводить то движение, которое бывает у него навязчивым. Обычно в удобной обстановке, на перемене или в укромном уголке ребенок повторяет то, что ему мешает. После многочисленных повторений начинается период восстановления, когда тик не может проявляться. Ребенка учат так распределять время, чтобы спокойный период приходился на наиболее ответственные моменты в течение дня.

На улице

Изменение привычек

Ребенка можно научить контролировать свой тик и выполнять движения менее заметным способом. Например, если тик проявлялся резкими кивками головы, можно попробовать воспроизводить навязчивое движение только напряжением мышц шеи. Это удается сделать произвольно. Иногда приходится задействовать мышцы-антагонисты, которые не позволят двигаться выбранной части тела.

Лекарственные средства

Первое, что нужно понять, это то, что не существует универсального рецепта. Медикаментозное лечение может уменьшить выраженность тиков, но, скорее всего, не подавит их полностью.

Родителям следует выбрать такой режим терапии, при котором лекарства не будут слишком нарушать способность ребенка к обучению и его социальную адаптацию.

Не все препараты могут быть эффективны у конкретного пациента.

Для начала всегда используют минимальную дозу, которую постепенно увеличивают до достижения терапевтического эффекта или до появления побочных эффектов.

Таблетки

На этом этапе следует повторно информировать родителей по поводу периодов прилива и отлива в развитии симптомов нервного тика у ребенка. Уменьшение навязчивых движений может быть связано не с эффектом лекарств, а с естественным течением заболевания.

Основные препараты для лечения тика – это нейролептики и клонидин.

Нет никаких жестко установленных принципов для выбора препарата первой линии. Лекарства выбирают на основании личного опыта лечащего врача и с учетом побочных эффектов. Если одно лекарство не помогло, его меняют на другое.

Нейролептики

Эта группа лекарственных средств очень часто применяется у людей с психозами. Нейролептики были первой группой препаратов, которые оказались эффективными при лечении синдрома Туретта. Их называют антагонистами допамина. Среди побочных эффектов нейролептиков выделяют дистонию и акатизию (двигательное беспокойство). Эти симптомы могут появиться после приема первой дозы препарата. Существует множество других побочных эффектов нейролептиков. Наиболее грозным является так называемый злокачественный нейролептический синдром. Проявляется он судорогами, резким повышением температуры тела, колебаниями артериального давления, нарушением сознания.

Парень

Клонидин

К другой группе препаратов относится клонидин. Это средство применяют для терапии высокого артериального давления или для лечения мигрени. При лечении тиков клонидин проявляет меньше побочных эффектов, чем нейролептики.

Ассоциированные состояния

Кроме самих тиков, дети с синдромом Туретта могут быть подвержены сопутствующим состояниям. К ним относят синдром навязчивых состояний и синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Синдром навязчивых состояний

Синдром навязчивых состояний – это нервное расстройство, при котором у ребенка появляются навязчивые мысли или движения. Встречается это заболевание примерно у 1% детей. Есть мнение, что синдром навязчивых состояний у детей по своей природе отличается от аналогичного расстройства у взрослых, но лечение совпадает в обеих возрастных группах.

Чаще всего навязчивые мысли связаны с иллюзией заражения, загрязнения, ущерба. Соответственно, навязчивые движения будут направлены на мытье рук, попытку избежать мнимого заражения, припрятывание и навязчивый счет.

Смех

Для лечения синдрома навязчивых состояний применяют различные варианты психотерапии, а также препараты группы антидепрессантов.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания – это нервное расстройство, которое проявляется импульсивным поведением и неспособностью сконцентрироваться. Обычно это состояние появляется у детей в возрасте до семи лет. Встречается оно примерно у 3 – 4% девочек и у 5 – 10% мальчиков. Такие дети слишком активные и шумные. Они не могут усидеть на месте и создают проблемы в коллективах образовательных учреждений. Это состояние часто сочетается с синдромом Туретта.

Основным способом лечения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания является психотерапия и обучение.

Депрессия

Множество детей испытывают депрессию под действием стресса. Различные исследования указывает на связь депрессии и синдрома Туретта. Не всегда удается выяснить, какое заболевание первично. Важно то, что некоторые средства, применяемые по поводу синдрома Туретта, способны провоцировать депрессию. В качестве лечения применяют психотерапию, обучение и препараты из группы антидепрессантов.

С мамой

Тревога

Состояния, связанные с тревогой, панические атаки и фобии часто наблюдают у детей с синдромом Туретта. Симптомы обычно включают в себя чрезмерное беспокойство по поводу чего-либо. Физически это проявляется сердцебиением, частым дыханием, сухостью во рту и болями в животе. Некоторые побочные эффекты нейролептиков, которые применяют для лечения синдрома Туретта, могут вызывать фобии у детей.

Гнев

Дети с синдромом Туретта подвержены вспышкам гнева. Подобные проявления всегда очень беспокоят родителей. Педагоги и члены семей рассказывают, как дети полностью теряют контроль, все крушат, кричат и дерутся. Есть теория, что подобным образом выплескивается энергия, которая сдерживается при попытке контролировать тики. Часто требуется немедленное вмешательство для того, чтобы уберечь от травм детей и окружающих. Важно обеспечить больному ребенку достаточно пространства. Тесные комнаты у таких детей ассоциируются с заточением.

Гнев рассматривают как защитную реакцию на какие-то проблемы. Кроме естественной реакции, может быть гнев, который спровоцирован агрессивным окружением и соответствующими образами.

Для профилактики детям ограничивают компьютерные игры и фильмы, содержащие сцены насилия.

Важно говорить с ребенком о гневе и учить справляться. Существуют универсальные приемы, которые позволяют быстрее избавиться от гнева. Рекомендации включают следующие мероприятия:

  • Досчитать до ста;
  • Нарисовать рисунок;
  • Выпить воды или сока;
  • Записать на бумаге то, что беспокоит;
  • Выйти из комнаты;
  • Слушать музыку;
  • Завести дневник для записи проявлений гнева;
  • Использовать юмор.

Существуют адекватные способы проявления гнева. Быть злым в какой-то момент жизни нормально. Важно не вредить при этом окружающим. Перед разговором, который сопровождается проявлением гнева, следует расслабить напряженные мышцы. Полезно заранее поговорить с самим с собой, чтобы знать, почему теряется контроль над ситуацией. Нужно дышать спокойно и равномерно. При появлении в разговоре напряжения следует замолчать и сделать паузу.

Если произошел инцидент с проявлением гнева, нужно обсудить с больным ребенком, как именно это произошло, и проанализировать ситуацию.

Оппозиционное поведение

К этому варианту девиантного поведения относят постоянные споры детей с родителями и педагогами, мстительность, провокации.

Девочка

Нарушение сна

Множество детей с тиками жалуются на трудности с засыпанием, приступы тревоги по вечерам, хождение во сне. Сопутствующий синдром гиперактивности с дефицитом внимания также усугубляет нарушения сна.

Проблемы со сном могут быть настолько серьезными, что затрудняют жизнь всей семьи.

В качестве лечения назначают стандартные препараты, используемые при синдроме Туретта.

Другие расстройства

К другим расстройствам у детей с тиками относят нарушение мелкой моторики, проблемы с письмом, неразвитые социальные навыки и нанесение повреждений самим себе.

Проблемы с родителями

Деструктивное поведение детей с синдромом Туретта часто приводит к более или менее выраженной нервозности у родителей и других членов семьи. Поэтому широко распространены группы поддержки для семей. Кроме специальной психотерапии для больных детей, существуют правила и методы, которые позволяют членам семьи эффективнее восстанавливаться после стрессов. В качестве мероприятий, помогающих поддерживать силы, применяют:

  • Приемы релаксации – йогу, плавание, прогулки на свежем воздухе, чтение увлекательной литературы и просмотр позитивных фильмов;
  • Беседы с другими людьми;
  • Внимание к супругу;
  • Получение удовольствия от жизни и компенсации для самих себя.

Тики в домашних условиях

Родители должны позволять детям проявлять свои тики в домашних условиях. Это не будет вредно до тех пор, пока не появится мышечная боль. При возникновении неприятных ощущений от повторяющихся движений родители могут сделать ребенку массаж пострадавших мышц.

Если боль сохраняется, врач может назначить легкие обезболивающие.

Когда ребенок свободно проявляет свои навязчивые движения, рядом не должно быть хрупких и опасных предметов.

Важно позволить больным детям пребывать в одной комнате с братьями и сестрами. Если присутствуют вокализации, которые мешают родственникам смотреть телевизор, то правильнее было бы воспользоваться наушниками, но не изолировать ребенка.

Самый ответственный период для школьников с синдромом Туретта – это время сразу после окончания занятий в школе. Именно тогда тики проявляются с максимальной силой. Члены семьи должны быть готовы к приходу больного ребенка. Важно позволить ему «выпустить пар». С этой целью можно вовлечь ребенка в спортивную активность, разные секции или провести время на свежем воздухе.

Поведение вне дома

Проявления тиков могут привлекать излишнее внимание. Когда ребенок нарушает порядок в общественных местах, это требует дополнительного внимания родителей. Деструктивное и шумное поведение может вызывать осуждение посторонних. Родителям следует понять, что больные дети вызывают интерес не больше, чем люди в странной одежде или с избыточным весом. Можно игнорировать негативные комментарии окружающих. Больному ребенку желательно разъяснить, что посторонние обращают на него внимание не потому, что он плохой, а потому что он особенный.

Окружающим можно коротко объяснить причину поведения ребенка. Дети более старшего возраста сами способны пояснить интересующимся особенности своей болезни.

Искривление

Подготовка

Если у ребенка бронхиальная астма, его родители знают, как именно нужно оказывать помощь во время приступа. Точно так же родители ребенка с тиками должны быть готовы к неожиданному проявлению болезни. Так, например, детям с вокальными тиками может быть неудобно в театре или кинозале. Это не значит, что родители должны их ограничивать. Вполне достаточно было бы выбрать время, когда зал менее наполнен, и разместить ребенка ближе к выходу.

Невозможно предугадать проявления тиков. Если родители планируют посетить какое-либо мероприятие, они должны быть готовы уйти раньше времени.

Если больной ребенок гуляет с другими детьми, родителям следует заранее предупредить окружающих, что могут возникнуть некоторые проблемы. Желательно объяснить, какие именно предвестники появятся перед тиками, и посоветовать, как лучше поступить.

Во время пребывания в залах ожидания вокзалов или лечебных учреждений важно найти для ребенка с тиками увлекательное занятие в виде книг, наборов для рисования или различных гаджетов.

Родителям следует заранее обсудить поведение больного ребенка с теми людьми, которые будут с ним контактировать каждый день. Чаще всего это педагоги, сотрудники школы, водители транспорта.

Процесс обучения можно модифицировать. Следует отдавать предпочтение классам с меньшим количеством учеников. Возможно привлечение репетиторов и другие варианты надомного обучения.

Важно развивать у ребенка его собственные интересы и поощрять дружбу с другими детьми.

Существуют различные группы поддержки для детей с тиками и членов их семей. В таких сообществах дети учатся социальному взаимодействию в позитивной обстановке, а родители получают поддержку и понимание.

Нервный тик у мальчика 4,5 года — кто сталкивался? — запись пользователя Анюта (id795244) в сообществе Здоровье — от трех до шести лет в категории Неврология

Причина явная - отправила сына на дачу к своим родителям, без меня там был неделю (до этого также оставляла только один раз - год назад, но все было нормально), мы живем в разных городах, поэтому видимся пару раз в месяц, и раньше мы почти не расставались... Время проводил отлично, не плакал, но видимо сильно скучал по мне. По папе особо не скучал - он у нас часто в командировках, привыкли)). Вероятнее всего разлука с мамой, отъезд из дома послужили причиной, других не нахожу...

Неврологических "диагнозов" до этих пор не было, только что он с раннего детства очень шумный и подвижный, многие называют таких детей гиперактивными, но нам несколько неврологов сказали, что это просто характер такой (вообще, для мальчиков в семье, со стороны папы, это характерно, после 10-11 лет успокаиваются)).

В общем, приехала я через неделю к ним на дачу и ужаснулась - ребенок, и так до сих пор обладавший довольно подвижной мимикой, начал буквально гримасничать... Не знаю, как объяснить, но он то типа подмигивает, то еще какая-то часть лица дернется...

К врачу пока не попали, известные мне врачи в отпуске.. Даю Тенотен 2 раза в день по таблетке, но сама слабо верю в его чудодейственную силу)) Реакции нет, продолжает гримасничать... Мои родители говорят, что не так сильно, как было без меня, но уже 2 недели прошло, а улучшений особых нет.. Я уже почти привыкла, тем более что с его клоунским характером это выглядит почти естественно. Сам он говорит, что "это ко мне прилипло", боюсь, что уже привык, и кривляется по привычке....

Начиталась статей в инете, написано, что бывает такое примерно у 20% детей, чаще у мальчиков, причина - стресс... И далеко не всегда это проходит((

ПИШУ СПУСТЯ примерно 2 НЕДЕЛИ - ВСЕ ПРОШЛО!!! ТЕЛЕВИЗОР И ГАДЖЕТЫ НЕ ОГРАНИЧИВАЛИ, НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ - БЫЛ ПЕРЕЕЗД, МНОГО ХЛОПОТ, ОТВЛЕЧЬ РЕАЛЬНО БЫЛО БОЛЬШЕ НЕЧЕМ(( ВООБЩЕ НИЧЕГО В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ НЕ МЕНЯЛОСЬ.

Даже снова поехал на дачу, правда, был там без меня всего 3 дня. Все это время давала по таблетке глицина перед сном, и продолжаю давать... Иногда скривится, но больше по привычке, наверное... А так в этом плане все нормально...

гиперактивные дети причины

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о