Гигиена зрения картинки: 16 основных правил по уходу за глазами – Гигиена зрения — основные правила ухода за глазами Oculistic.ru

Презентация «Гигиена зрения» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней Описание слайда:

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

2 слайд Предупреждение глазных инфекций. Наиболее уязвима к инфекции соединительная п Описание слайда:

Предупреждение глазных инфекций. Наиболее уязвима к инфекции соединительная прозрачная оболочка глаза — конъюнктива. Она покрывает заднюю поверхность век и переднюю часть глаза до роговицы. Конъюнктива выделяет слизь, снижающую трение век при мигании. Конъюнктива — тонкая, защитная оболочка, которая покрывает открытый внешнему воздействию белок глаза и внутреннюю поверхность века.

3 слайд При раздражении пылью, химическими веществами конъюнктива краснеет и нагнаив Описание слайда:

При раздражении пылью, химическими веществами конъюнктива краснеет и нагнаивается. Возникает конъюнктивит. Глаза чешутся, болят, слезятся. Иногда ощущается неприятная резь. Характерным признаком конъюнктивита является слипание глаз от гноя по утрам. Конъюнктивит сопровождается покраснением глаз. Для этого заболевания не характерно снижение зрения.

4 слайд Конъюнктивит- воспаление соединительной оболочки глаза, вызванное, вирусной и Описание слайда:

Конъюнктивит- воспаление соединительной оболочки глаза, вызванное, вирусной инфекцией (иногда бактериальной) или чаще всего аллергической реакцией.

5 слайд Причиной конъюнктивита могут быть микробы или вирусы, которые заносятся в гл
Описание слайда:

Причиной конъюнктивита могут быть микробы или вирусы, которые заносятся в глаз грязными руками или воздушно-капельным путем, подобно гриппу. Бывает аллергический конъюнктивит.

6 слайд Предупреждение близорукости и дальнозоркости. В норме, при расслаблении мышц Описание слайда:

Предупреждение близорукости и дальнозоркости. В норме, при расслаблении мышц ресничного тела, параллельные лучи света, пройдя хрусталик, попадают на сетчатку.

7 слайд В близоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой, в дальнозорких Описание слайда:

В близоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой, в дальнозорких — позади нее. В обоих случаях изображение на ней оказывается нечетким. В результате близорукие относительно хорошо видят детали близко расположенных предметов, но плохо видят вдаль. Напротив, дальнозоркие хорошо видят отдаленные предметы, но плохо видят то, что расположено вблизи от глаз.

8 слайд Подбор очков Единица измерения преломляющей силы линз называется диоптрией. Л Описание слайда:

Подбор очков Единица измерения преломляющей силы линз называется диоптрией. Линзы для близоруких — с отрицательными диоптриями, а линзы для дальнозорких — с положительными. Стекла очков подбираются для каждого глаза отдельно и индивидуально каждому человеку. Например, рецепт на очки ОБ = -5В, О8 = -4В означает: очки для близорукого человека, линза для правого глаза минус 5 диоптрий, линза для левого глаза минус 4 диоптрии.

9 слайд
Исправить этот дефект удается с помощью очков. Близоруким назначают двояковог Описание слайда:

Исправить этот дефект удается с помощью очков. Близоруким назначают двояковогнутые линзы очков, рассеивающие свет, Миопия и её коррекция при помощи двояковогнутой линзы.

10 слайд Дальнозорким выписывают двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.
Описание слайда:

Дальнозорким выписывают двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей. изображения двояковыпуклой линзой

11 слайд И... минусовой очковой линзы. А дальнозоркость с помощью двояковыпуклой плюсо Описание слайда:

И… минусовой очковой линзы. А дальнозоркость с помощью двояковыпуклой плюсовой очковой линзы.

12 слайд Оттеночные линзы для светлых глаз
Описание слайда:

Оттеночные линзы для светлых глаз

13 слайд Если при чтении в очках наблюдается один из следующих симптомов: глаза слезя Описание слайда:

Если при чтении в очках наблюдается один из следующих симптомов: глаза слезятся, возникает резь, болит голова, то одной из причин этого могут быть неправильно подобранные очки.

14 слайд
Нарушения преломляющей способности глаза могут быть следствием нарушений гиг Описание слайда:

Нарушения преломляющей способности глаза могут быть следствием нарушений гигиены зрения, таких как привычка слишком низко наклоняться над книгой, а также чтение в транспорте или лежа, при недостаточном освещении, при источнике света, расположенном справа, при бликующей поверхности рабочего стола.

15 слайд Дети, как правило, рождаются дальнозоркими, но хрусталик до поры до времени к
Описание слайда:

Дети, как правило, рождаются дальнозоркими, но хрусталик до поры до времени компенсирует этот недостаток.

16 слайд В пожилом возрасте хрусталик не может изменять свою кривизну в прежней степе Описание слайда:

В пожилом возрасте хрусталик не может изменять свою кривизну в прежней степени, а дальнозоркость становится очевидной. Поэтому к старости большинство людей становятся дальнозор­кими и вынуждены пользоваться очками.

17 слайд Информация в головной мозг поступает отдельно от каждого глаза и попадает на Описание слайда:

Информация в головной мозг поступает отдельно от каждого глаза и попадает на соответствующие участки зрительной зоны коры большого мозга.

18 слайд Если преломление в левом и правом глазах неодинаково, а на сетчатке возникае
Описание слайда:

Если преломление в левом и правом глазах неодинаково, а на сетчатке возникает резкое изображение от одного глаза и расплывчатое от другого, то второй глаз отключается, зрачок перемещается в сторону носа или виска. Информация от него идет слабая и не мешает работающему глазу.

19 слайд Без систематических упражнений зрение в косящем глазу падает упражнение для с Описание слайда:

Без систематических упражнений зрение в косящем глазу падает упражнение для снятия напряжения Компьютерные программы для лечения косоглазия, крестики. Надавливание на Земную кладовую

20 слайд Если не лечиться, то этот глаз может вообще утратить способность видеть. Исп Описание слайда:

Если не лечиться, то этот глаз может вообще утратить способность видеть. Исправить положение позволяют очки. Если они подобраны вовремя, то зрение двумя глазами может восстановиться.

21 слайд Дети в очках всегда чувствовали себя среди сверстников в той или иной степен Описание слайда:

Дети в очках всегда чувствовали себя среди сверстников в той или иной степени некомфортно, однако, с появлением контактных линз, многое изменилось.

22 слайд Строение хрусталика Хрусталик состоит из прозрачных клеток эпителиальной ткани. Описание слайда:

Строение хрусталика Хрусталик состоит из прозрачных клеток эпителиальной ткани.

23 слайд Борьба с помутнением хрусталика — катарактой. С возрастом в клетках хрусталик Описание слайда:

Борьба с помутнением хрусталика — катарактой. С возрастом в клетках хрусталика может возникнуть кристаллизация. Тогда прозрачность хрусталика нарушается — возникает катаракта.

24 слайд Возникновению катаракты способствуют нарушения обмена веществ, травмы, отрав Описание слайда:

Возникновению катаракты способствуют нарушения обмена веществ, травмы, отравления ртутьсодержащими веществами, радиоактивное облучение. Катаракта — прогрессивное помутнение хрусталика глаза. Взгляд через помутневший хрусталик.

25 слайд Помутневший хрусталик офтальмологи (глазные врачи) удаляют. Больному выписыва Описание слайда:

Помутневший хрусталик офтальмологи (глазные врачи) удаляют. Больному выписывают очки с большими диоптриями.

26 слайд Применяется также искусственный хрусталик, который заменяет удаленный. Глаз Описание слайда:

Применяется также искусственный хрусталик, который заменяет удаленный. Глаз с искусственным хрусталиком (зрачок расширен)

27 слайд Искусственные хрусталики применяются с 1948 года и являются безопасными. Описание слайда:

Искусственные хрусталики применяются с 1948 года и являются безопасными.

28 слайд Травмы глаз. Ушибы, ранения, термические и химические ожоги очень опасны для Описание слайда:

Травмы глаз. Ушибы, ранения, термические и химические ожоги очень опасны для глаз, так как могут стать причиной помутнения роговицы — образования бельма, что ведет к потере зрения. Бельмо — стойкое помутнение роговой оболочки глаза.

29 слайд Попавшие в глаз мелкие пылинки можно извлечь чистым носовым платком. Чтобы из Описание слайда:

Попавшие в глаз мелкие пылинки можно извлечь чистым носовым платком. Чтобы извлечь попавшее в глаз инородное тело, надвиньте верхнее веко на нижнее. Это движение заставит частичку выйти из глаза.

30 слайд При ранении глаза, особенно при нарушении его оболочек, нельзя пытаться сами Описание слайда:

При ранении глаза, особенно при нарушении его оболочек, нельзя пытаться самим извлечь попавшие в глаз предметы. Это может привести к вытеканию содержимого глазного яблока и гибели глаза. Следует наложить повязку и срочно доставить пострадавшего к врачу.

31 слайд Причиной ранения может стать неосторожное обращение с острыми предметами, ст Описание слайда:

Причиной ранения может стать неосторожное обращение с острыми предметами, стрельба из рогаток, метание камней и т. п. На производстве опасно несоблюдение техники безопасности: работа по электросварке, на слесарных и токарных станках без защитных очков или с отключением защитных приспособлений. Повреждение глазного яблока имеет вид резко ограниченных красных пятен различной величины и формы. Рваная рана правого верхнего века и повреждение глазного яблока

32 слайд Атрофия глазного яблока Описание слайда:

Атрофия глазного яблока

33 слайд Атрофия глазного яблока Описание слайда: 34 слайд Ожоги глаз часто являются следствием небрежного обращения с огнем и паром. И Описание слайда:

Ожоги глаз часто являются следствием небрежного обращения с огнем и паром. Искра может попасть в глаз, пар из кипящей кастрюли или чайника может обжечь лицо и глаза, если склоняться низко над ними. Надо следить, чтобы носик: кипящего чайника не был обращен к вам, так как и в этом случае возможны ожоги.

35 слайд Оказывая первую помощь при термических ожогах, прежде всего глаз надо промыт Описание слайда:

Оказывая первую помощь при термических ожогах, прежде всего глаз надо промыть проточной холодной водой. При попадании в глаз кислот, щелочей и других едких веществ надо особенно тщательно промыть его большим количеством чистой холодной воды, чтобы хорошо отмыть его от химикатов.

36 слайд Оказывая первую помощь при термических ожогах, прежде всего глаз надо промыт Описание слайда: 37 слайд Спасибо за внимание Описание слайда:

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Спасибо за внимание

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-406007

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Материал на тему: ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ

ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ

Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание верно и для здоровья глаз. Тщательное промывание глаз позволяет предотвратить различные инфекционные заболевания.

Очки – окно в мир для ребенка со зрительной глазной патологией. Чистота стекол чрезвычайно важна для адекватного формирования представлений об окружающем мире. Старший дошкольник может и должен самостоятельно следить и поддерживать чистоту очков.

У дошкольников формируют осознанное отношение к зрительной работе. Для сохранения зрительных функций необходимо соблюдать требования к рабочему пространству:

— Уменьшить нагрузку на глаза. Недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, лежа. Во время занятий расстояние от книги должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев.

— Дома для занятий должно быть отведено светлое место у окна.

— В вечернее время суток следует пользоваться лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Поставить ее нужно так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени.

— Телевизор смотреть не более 2-3 часов в неделю в дни наименьшей зрительной нагрузки. Продолжительность просмотра не должна превышать 60 минут. Экран телевизора должен находиться на расстоянии 2-3 метра.

— Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.

— Нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.

— Следует соблюдать правильную позу при выполнении графических работ, дидактических упражнений, рассматривании картинок и чтении книг сидя за столом.

— Обязательно следует соблюдать режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения.

Перечисленные требования необходимо соблюдать не только детям с нарушением зрения, но и нормально видящим дошкольникам и школьникам. Выполнение этих правил является гарантией сохранения и улучшения зрительных функций.

Презентация по биологии на тему «Гигиена зрения» (8 класс)

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему «Гигиена зрения» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Гигиена зрения Описание слайда:

Гигиена зрения

2 слайд Все видеть, все понять, Все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать Описание слайда:

Все видеть, все понять, Все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить. Максимилиан Волошин

3 слайд Девиз урока:«Береги зрение как зеницу ока» Описание слайда:

Девиз урока:«Береги зрение как зеницу ока»

4 слайд Близорукость (миопия) наблюдается в том случае, когда человек четко видит пре Описание слайда:

Близорукость (миопия) наблюдается в том случае, когда человек четко видит предметы только на близком расстоянии. Изображение фокусируется впереди сетчатки. Для коррекции применяют двояковогнутые линзы.

5 слайд Дальнозоркость (гиперметропия) наблюдается тогда, когда человек хорошо видит Описание слайда:

Дальнозоркость (гиперметропия) наблюдается тогда, когда человек хорошо видит предметы, расположенные на далеком расстоянии. Изображение фокусируется за сетчаткой. Для коррекции используют двояковыпуклые линзы. дальнозоркость коррекция

6 слайд Правила гигиены зрения. Чтение без вреда для глаз Читать необходимо, держа те Описание слайда:

Правила гигиены зрения. Чтение без вреда для глаз Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз. Нельзя читать лежа Нельзя читать в транспорте

7 слайд Освещенность рабочего места При письме сидеть следует прямо Свет должен падат Описание слайда:

Освещенность рабочего места При письме сидеть следует прямо Свет должен падать слева (если вы правша) и соответственно справа, если вы левша Мощность настольной лампы 50-60Вт, свет должен освещать книгу или тетрадь, и не попадать в глаза При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы вблизи. В результате развивается близорукость.

8 слайд Правила работы на компьютере Размер экрана монитора по диагонали должен быть Описание слайда:

Правила работы на компьютере Размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см Экран должен быть с фильтром для снижения излучения Темное изображение на светлом фоне должно быть четким Оптимальное расстояние до монитора — 60-70 см

9 слайд Не слишком яркое освещение Длительность работы на компьютере: в 3-5 классе 15 Описание слайда:

Не слишком яркое освещение Длительность работы на компьютере: в 3-5 классе 15 мин, в 6-7 классах — 20 мин, 8-9 классах- 25 мин, 10-11 классах — 30 мин или 2 раза по 20 мин.

10 слайд Правила просмотра телевизора Не злоупотребляйте просмотром телепередач Продол Описание слайда:

Правила просмотра телевизора Не злоупотребляйте просмотром телепередач Продолжительность просмотра телепередач должна составлять: для младших школьников — не более 60 мин 2-3 раза в неделю, для старших не более 1,5ч с перерывами. Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 м от зрителей и на уровне глаз Нельзя смотреть телевизор в полной темноте

11 слайд Как защитить глаза от солнца Берегите глаза от слишком яркого света От солнеч Описание слайда:

Как защитить глаза от солнца Берегите глаза от слишком яркого света От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками, от искусственного — абажурами, тонированным стеклом Слишком яркое освещение раздра- жает сетчатку глаза и приводит к быст- рому утомлению

12 слайд Помощь при травме глаз При необходимости правильно оказывайте срочную помощь Описание слайда:

Помощь при травме глаз При необходимости правильно оказывайте срочную помощь При попадании в глаз химических жидкостей необходимо промыт глаз проточной водой ( в течение 20 мин) и обратиться к врачу При попадании соринки — чистым платком удалить ее При ушибе глаза приложить чистый платок, смоченный холодной водой

13 слайд Не трите глаза, если попала соринка, грязными руками или грязным платком, так Описание слайда:

Не трите глаза, если попала соринка, грязными руками или грязным платком, так как в глаз могут попасть болезнетворные микробы, которые могут вызвать заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки — конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения При попадании в глаз твердых частиц следует их удалить с помощью мигания или чистого носового платка.

14 слайд Витамин А и зрение На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище Описание слайда:

Витамин А и зрение На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, в следствии чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А Для сохранения остроты зрения необходимо использовать продукты, содержащие витамин А

15 слайд Физзарядка для глаз Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на Описание слайда:

Физзарядка для глаз Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшения кровообращения и расслаблению мышц глаз. Быстрое моргание в течении 10-15 сек способствует улучшению кровообращения Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость. Несколько движения бровями вверх-вниз

16 слайд Помните: вы ответственны за свое здоровье. Профилактика болезней глаз неразры Описание слайда:

Помните: вы ответственны за свое здоровье. Профилактика болезней глаз неразрывна с общей профилактикой. Поэтому важно знать, что образ жизни, организованный рационально, в соответствии с правилами гигиены, — залог сохранения наших глаз.

17 слайд Это интересно Цветовая слепота, или дальтонизм. Нарушение цветового зрения вс Описание слайда:

Это интересно Цветовая слепота, или дальтонизм. Нарушение цветового зрения встречается примерно у 8% мужчин и 0,5% женщин. Оно возникает из-за отсутствия зрительных пигментов в колбочках какого-либо типа. Различают формы, при которых отсутствует восприятие отдельно красного, зеленого, синего цвета. Человек, не воспринимающий красный цвет, не отличает светло-красный от темно-зеленого, а пурпурный и фиолетовый — от синего. Те, у кого отсутствует восприятие зеленого цвета, путают зеленые цвета с темно-красными. Очень редко встречается полная цветовая слепота. Такие люди видят все, как на черно-белой фотографии

18 слайд Влияние восприятия цвета на самочувствие и настроение человека Описание слайда:

Влияние восприятия цвета на самочувствие и настроение человека

19 слайд Проверь свои знания Почему дальнозоркость чаще развивается к старости? Какое Описание слайда:

Проверь свои знания Почему дальнозоркость чаще развивается к старости? Какое нарушение зрения чаще встречается у школьников? Что может быть причиной, вызывающей близорукость? При недостатке какого витамина снижается способность видеть в сумерках? С какой стороны должен падать свет при чтении или письме? Какое расстояние должно быть до экрана монитора? Какое расстояние должно быть до экрана телевизора? Сколько времени ученику 8 класса можно работать на компьютере? Какое расстояние должно быть до книги при чтении? Как защитить глаза при ярком солнечном свете ?

Проверь свои знания Почему дальнозоркость чаще развивается к старости? Какое

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Проверь свои знания Почему дальнозоркость чаще развивается к старости? Какое

Курс повышения квалификации

Проверь свои знания Почему дальнозоркость чаще развивается к старости? Какое

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-145565

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Зрение. Гигиена зрения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «СОШ №4 Г. ТОСНО» СКРИПКО ТАТЬ Описание слайда:

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «СОШ №4 Г. ТОСНО» СКРИПКО ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА

2 слайд ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ СО СТРОЕНИЕМ ГЛАЗА; ПОЗНАКОМИТЬ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОРГАНА ЗРЕН Описание слайда:

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ СО СТРОЕНИЕМ ГЛАЗА; ПОЗНАКОМИТЬ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОРГАНА ЗРЕНИЯ; ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ; ВОСПИТЫВАТЬ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ; ПОЗНАКОМИТЬ С ПРАВИЛАМИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗРЕНИЮ; ПОЗНАКОМИТЬ С ВИДАМИ УПРАЖНЕНИЙ ПО СНЯТИЮ УСТАЛОСТИ ГЛАЗ;

3 слайд ЕСТЬ У КАЖДОГО ЛИЦА ДВА КРАСИВЫХ ОЗЕРЦА, МЕЖДУ НИМИ—ГОРКА. Описание слайда:

ЕСТЬ У КАЖДОГО ЛИЦА ДВА КРАСИВЫХ ОЗЕРЦА, МЕЖДУ НИМИ—ГОРКА.

4 слайд Закройте глаза и медленно сосчитай до 10. Что вы увидели с зарытыми глазами? Описание слайда:

Закройте глаза и медленно сосчитай до 10. Что вы увидели с зарытыми глазами? Для чего нам нужны глаза? Наши глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза. «Ничего не может быть страшнее, как потеря зрения. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Максим Горький

5 слайд Глаз по форме напоминает шар. Его называют «глазное яблоко». Глаз - это слож Описание слайда:

Глаз по форме напоминает шар. Его называют «глазное яблоко». Глаз — это сложная оптическая система.

6 слайд Возьми зеркало и рассмотри свои глаза. Рассмотри глаза своего соседа по парте Описание слайда:

Возьми зеркало и рассмотри свои глаза. Рассмотри глаза своего соседа по парте. Расскажи о своих наблюдениях. Какие органы окружают глазное яблоко?

7 слайд Бровь. Верхнее веко. Ресницы. Склера. Радужная оболочка. Зрачок. Нижнее веко. Описание слайда:

Бровь. Верхнее веко. Ресницы. Склера. Радужная оболочка. Зрачок. Нижнее веко. 8. Место выхода протока слёзной железы.

8 слайд Наши глаза снабжают нас информацией. Глаза двигаются вверх, вниз и в обе стор Описание слайда:

Наши глаза снабжают нас информацией. Глаза двигаются вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор. У бровей есть свое назначение. Они отводят от глаз стекающие со лба капли пота. При падении или ударе глаз защищает глазница. Веко—подвижная кожная складка. Она закрывает глазное яблоко. Мы смыкаем веки, когда хотим защитить глаза от яркого света или пылинок, царапающих роговицу. Ресницы защищают глаза от витающей в воздухе пыли. Зрачок похож на диафрагму объектива. Расширяясь или сужаясь, он регулирует количество проникающего в глаз света.

9 слайд Склера. 2 и 3. Глазные мышцы. Роговица. 5. Передняя камера с водянистой влаг Описание слайда:

Склера. 2 и 3. Глазные мышцы. Роговица. 5. Передняя камера с водянистой влагой. Зрачок. Радужная оболочка. Хрусталик. Стекловидное тело. Сетчатка. 11. Артерия и вена сетчатки. Глазной нерв. 13. Слепое пятно.

10 слайд Склера—белая и тонкая оболочка глаза. В ней находится небольшое количество н Описание слайда:

Склера—белая и тонкая оболочка глаза. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов. Роговица—прозрачная передняя оболочка глазного яблока. Это сильная собирающая линза. Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу. В ней отсутствуют кровеносные сосуды. Радужная оболочка (радужка)—похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц. При сокращении и расслаблении мышц размеры зрачка меняются. В радужка есть пигмент. Он отвечает за цвет глаз.

11 слайд Зрачок отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенност Описание слайда:

Зрачок отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок. Хрусталик «линза» глаза. Создаёт изображение объекта на сетчатке. Он прозрачный. Может менять свою форму, за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Сетчатка состоит из фоторецепторов и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. Колбочки—рецепторы дневного и цветового видения. Палочки—рецепторы сумеречного видения.

12 слайд Стекловидное тело прозрачное, расположенное в заднем отделе глаза, поддержив Описание слайда:

Стекловидное тело прозрачное, расположенное в заднем отделе глаза, поддерживает форму глазного яблока, Участвует во внутриглазном обмене веществ. Сосудистая оболочка выстилает задний отдел склеры. К ней прилегает сетчатка. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний. Зрительный нерв при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг. Глазные мышцы (их 6) крепятся к склере. Поворачивают глазные яблоки, направляя взгляд на объект. Управляет движениями всех мышц органа зрения головной мозг.

13 слайд Изображение объектов попадает на сетчатку в перевёрнутом виде. Мозг позволяе Описание слайда:

Изображение объектов попадает на сетчатку в перевёрнутом виде. Мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг «считывает» его и тотчас переворачивает «с головы на ноги».

14 слайд Осторожным надо быть, чтобы глаз не засорить. 2. Ты, дружок, запомни сразу, В Описание слайда:

Осторожным надо быть, чтобы глаз не засорить. 2. Ты, дружок, запомни сразу, В глаз легко внести заразу. Глаз не трогай рукавом, Только чистеньким платком 3. Никогда не три глаза руками. Так можно занести в них соринку и опасных микробов. Пользуйся носовым платком.

15 слайд Читай, пиши, только при хорошем освещении. Помни, яркий свет не должен падат Описание слайда:

Читай, пиши, только при хорошем освещении. Помни, яркий свет не должен падать в глаза. Свет при письме должен падать с левой стороны. Иначе тень от руки закроет тетрадь, книгу. Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30—35 сантиметров от глаз. Для этого поставь руку локтём на стол и кончиками пальцев коснись виска. Книгу при чтении ставь на наклонную подставку. Если долго читаешь, пишешь, то через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.

16 слайд Не читай лёжа. Не читай в транспорте. При этом трудно держать книгу на нужно Описание слайда:

Не читай лёжа. Не читай в транспорте. При этом трудно держать книгу на нужном расстоянии. Книга «прыгает» перед глазами. Хрусталик работает с чрезмерным напряжением. И глаза быстро устают. В рацион питания должны быть включены овощи и фрукты—пища богатая витаминами. Недостаток в организме витамина А может привести к заболеванию «куриная слепота», когда человек не видит в сумерках. Витамином А богаты морковь, яичный желток, сливочное масло, свёкла, сыр.

17 слайд Если заметишь, что у тебя ухудшается зрение, скажи об этом родителям. Каждый Описание слайда:

Если заметишь, что у тебя ухудшается зрение, скажи об этом родителям. Каждый год проверяй зрение у врача. Он может определить ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Больше находись на свежем воздухе. Выполняй упражнения для отдыха глаз. Гимнастика для глаз принесёт пользу только при ежедневном её выполнении, через каждые 2 часа зрительной работы. Не стесняйся носить очки. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения ухудшается.

18 слайд Шило, ножницы, ножи Ты в игрушках не держи. Если тронешь роговицу, Глаз сейча Описание слайда:

Шило, ножницы, ножи Ты в игрушках не держи. Если тронешь роговицу, Глаз сейчас же разболится. . Будь очень осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаз.

19 слайд Телевизор должен быть расположен прямо перед вами. Нельзя смотреть на экран Описание слайда:

Телевизор должен быть расположен прямо перед вами. Нельзя смотреть на экран сбоку. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 3 метров. Чем больше экран, тем дальше от него нужно сидеть. Нельзя смотреть телевизор ближе 3 метров и более 1,5 часа. В вечернее время необходимо дополнительное освещение в комнате. Если утром или днем в комнату проникает яркий солнечный свет, шторы лучше немного задернуть. Не перенапрягай зрение при просмотре телепередач.

20 слайд 1. Закрой глаза. 2. Медленно сосчитай до 5. 3. Открой глаза. 4. Повтори упраж Описание слайда:

1. Закрой глаза. 2. Медленно сосчитай до 5. 3. Открой глаза. 4. Повтори упражнение 5 раз.

21 слайд Зажмурь глаза. Сосчитай до 3. Открой глаза. 4. Посмотри вдаль. 5. Сосчитай до Описание слайда:

Зажмурь глаза. Сосчитай до 3. Открой глаза. 4. Посмотри вдаль. 5. Сосчитай до 5. 6. Повтори упражнение 5 раз.

22 слайд Вытяни правую руку вперёд. 2. Медленно двигай указательным пальцем влево—впр Описание слайда:

Вытяни правую руку вперёд. 2. Медленно двигай указательным пальцем влево—вправо, вверх—низ и следи за ним взглядом. 3. Повтори упражнение 4—5 раз.

23 слайд Вытяни руку вперед. 2. Слегка согни её в локте. 3. Посмотри на указательный Описание слайда:

Вытяни руку вперед. 2. Слегка согни её в локте. 3. Посмотри на указательный палец, сосчитай до 4. 4. Затем переведи взгляд вдаль и сосчитай до 6. 5. Повтори упражнение 4—5 раз.

24 слайд Проделай в среднем темпе 3—4 круговых движения глазами вправо, столько—влево Описание слайда:

Проделай в среднем темпе 3—4 круговых движения глазами вправо, столько—влево. 2. Расслабь глазные мышцы, посмотри вдаль и сосчитай до 6. 3. Повтори упражнение 1—2 раза.

25 слайд У страха глаза велики. Кто старое помянет, тому глаз вон. Глаза боятся, а ру Описание слайда:

У страха глаза велики. Кто старое помянет, тому глаз вон. Глаза боятся, а руки делают. Свой глаз—алмаз, а чужой—стекло. Глаза по ложке, а не видят ни крошки. Правда глаза колет. В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем. Не верь чужим речам, а верь своим очам.

26 слайд Посчитай число ответов «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о своих г Описание слайда:

Посчитай число ответов «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о своих глазах.

27 слайд Зрение—бесценный дар Природы, который нужно беречь. Не забывай 1 раз в год по Описание слайда:

Зрение—бесценный дар Природы, который нужно беречь. Не забывай 1 раз в год посещать врача окулиста.

28 слайд Человек моргает один - два раза каждые 10 секунд. Это значит, что за 12 часов Описание слайда:

Человек моргает один — два раза каждые 10 секунд. Это значит, что за 12 часов вы тратите на моргание 25 минут. Во время плача приходится часто сморкаться, потому что избыток слез стекает в полость носа через крошечные отверстия внутри век. Морковь помогает лучше видеть в темноте. Витамин А, которым богата морковь, помогает эффективнее работать палочкам сетчатки. Человеческий глаз различает до 10 миллионов цветовых оттенков. Однако люди, в отличие от насекомых, не видят ультрафиолетового излучения.

Человек моргает один - два раза каждые 10 секунд. Это значит, что за 12 часов

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Человек моргает один - два раза каждые 10 секунд. Это значит, что за 12 часов

Курс повышения квалификации

Человек моргает один - два раза каждые 10 секунд. Это значит, что за 12 часов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-810131

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

«Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения

Тема: «Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости гигиенических знаний для сохранения остроты зрения;

Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения;

Расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.

Развивающие:

Продолжить формирование умений:

Применять полученные ранее знания о способах сохранения зрения;

Устанавливать причинно – следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;

Обобщать при поиске ответа на проблемный вопрос

Делать выводы при подведении итогов урока;

Воспитательные:

Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье;

Способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.

Тип урока: Комбинированный;

Структура урока:

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Постановка цели урока. Актуализация знаний и практических умений по сохранению зрения. Постановка проблемного вопроса.

Цели и задачи урока (на доске):

Выявить – какие практическое значение для человека имеет знание гигиенических правил сохранения зрения.

Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.

Оформить страничку альбома «Экология человека»

Найти ответ на проблемный вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?»

3 этап. Актуализация знаний.

Учитель: По данным СЭС г.Улан –Удэ у 30% школьников к окончанию школы ухудшается зрение. Полученные при изучении данной темы знания помогут вам сохранить зрение. Девизом нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока».

4 этап. Воспроизведение учащимися знаний о распространенных нарушениях зрения.

Учитель: Анализ данных медицинских осмотров учащихся школы за период с 2002-2008г позволяет сделать вывод о росте количества учащихся с различными нарушениями зрения (слайд презентации). Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Какие наиболее распространенные нарушения зрения вам известны?

Учащиеся: Дальнозоркость, близорукость, травмы глаз, глаукома, катаракта (слайд презентации)

Учитель: Как можно корректировать нарушение зрения при этих нарушениях?

Учащиеся объясняют способы коррекции нарушения зрения линзами при близорукости и дальнозоркости (слайд презентации).

Учитель: Какие опасности могут подстерегать наши глаза? (слайд презентации)

5 этап. Изучение нового материала с одновременным повторением ранее изученного.

Работа группами, выполнение полученных заданий (раздача карточек). Учащимся необходимо обсудить и выявить правила по сохранению здоровья глаз при воздействии различных факторов среды.

6 этап. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых знаний с ранее приобретенными знаниями.

Учащиеся поочередно сообщают о результатах совместной работы. Другие учащиеся заполняют страничку «Гигиена зрения» в рабочей тетради «Экология человека».

Учащийся: Проблемы видеоэкологии (слайд презентации)

Ученые доказали, что многократно повторяющиеся одинаковые геометрические рисунки и конфигурации отрицательно влияют на самочувствие людей.

Перед глазами горожан мелькают одинаковые кафельные плитки тротуаров, площадей, заборы из гофрированного металла, ряды скамеек на стадионах, в кинозалах. Усугубляется визуальная однотипность ландшафта и от плоских крыш, особенно при взгляде из квартир 7-10 этажей.

В городе больше движущихся объектов: машин, людей, пестрых, меняющихся реклам и др.

К тому же горожанин чаще смотрят телевизор, работают на компьютере, поэтому наиболее распространенное нарушение зрения – близорукость, у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще.

Учащийся: Цвет и самочувствие (см приложение)

Зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, делают его устойчивым;

Красный оказывает противоположное действие.

Поэтому рабочие места рекомендуется окрашивать в спокойные тона, стимулирующие работоспособность, и избегать тонов, снижающих её.

Учащийся: Чтение без вреда для глаз (слайд презентации)

1. Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз. При рассматривании предметов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия.

2. Нельзя читать лежа; положение книги по отношению к глазам все время меняется, что перенапрягает хрусталик глаза.

3. Нельзя читать в транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то откланяется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. Это может привести к ухудшению зрения.

Учащиеся посматривают видеофрагмент «Общие правила учебной работы»

Учащийся: Освещенность рабочего места. Гигиенические правила.

4. При письме сидеть следует прямо и свет должен падать слева (если вы правша) и соответственно справа, если вы левша; Мощность настольной лампы 50-60 Вт, свет должен освещать книгу или тетрадь, и не должен попадать в глаза. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. При 3-х часовой зрительной работы при освещенности 30-50 лк устойчивость ясного видения снижается на 37 %, в то время как при освещенности в 200 лк только на 10-15 %.

5. При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы в близи. В результате развивается близорукость.

Учащийся: Защита глаз от солнца (слайд презентации)

6. Берегите глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками, от искусственного – абажурами, тонированным стеклом. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению.

Учащийся: Правила работы на компьютере (слайд презентации)

7. Не соблюдение правил пользования компьютером ведет к ухудшению остроты зрения, слезоточивость, к проблемам с умственной деятельностью. У младших школьников способность к четкому различению предметов нарушается через 20 мин, а у старших через 45 мин работы с компьютером. Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере:

размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см;

экран должен быть с фильтром для снижения излучени;

темное изображение на светлом фоне должно быть четким;

оптимальное расстояние до монитора – 60-70см;

не слишком яркое освещение;

длительность работы на компьютере: в 3-5 классе – 15 мин; в 6-7кл – 20 мин; в 8-9 кл – 25 мин; в 10-11 кл – 30 мин или 2 раза по 20 мин.

Учащиеся анализируют текст « Утомление глаз» (см приложение)

Учащийся: Правила просмотра телевизора (слайд презентации)

8. Не злоупотребляйте просмотром телепередач. Через 60 мин их непрерывного просмотра наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Продолжительность просмотра телепередач должна составлять: для младших школьников – не более 60 мин 2-3 раза в неделю, для старших – не более 1,5 ч с перерывами. Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 м от зрителей и на уровне глаз. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте.

Учащийся: Травмы глаз.

9. Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз.

Учащийся: Помощь при травме глаз (слайд презентации)

10. При необходимости – правильно оказывайте срочную помощь: при попадании в глаз химических жидкостей необходимо промыть глаз проточной водой (в течение 20 мин) и обратиться к врачу; при попадании соринки – чистым платком удалить её; при ушибе глаза приложить чистый платок, смоченный холодной водой; при тяжелых ранениях глаза (при разрыве его оболочек) нельзя промывать глаз и пытаться удалять инородное тело, а нужно наложить чистую повязку и обратиться срочно к врачу. Правильно оказанная помощь предотвратит тяжелые последствия травмы и потерю зрения.

11. Не трите глаза, если попала соринка грязными руками, или грязным платком, берегите глаза о пыли, т.к. в глаз могут попасть болезнетворные микробы, которые могут вызвать заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения.

12. При попадании в глаз твердых частиц следует их удалить с помощью мигания или чистого носового платка.

Учащийся: Витамин А и зрение (слайд презентации)

На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, вследствие чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А.

Для сохранения остроты зрения необходимо использовать в пищу продукты, содержащие витамин А.

Учащийся: Влияние других факторов на глаза (слайд презентации)

13. Соблюдать правила пользования контактными линзами.

14. При осуществлении сварочных работ защищайте глаза специальными очками, а так же при плавании в бассейне.

15. Правильно пользуйтесь косметикой.

Учащийся: Влияние алкоголя, курения на зрение (слайд презентации)

7 этап. Подведение итогов.

Учащийся, подводя итоги, прикрепляет на доске картинки с изображением факторов негативно влияющих на глаза.

Ответ на проблемный вопрос.

Учащийся: Не телевизор или компьютер, сами по себе, негативно влияют на глаза, а несоблюдение гигиенических правил по сохранению зрения.

8 этап. Практическое занятие с учащимися по гимнастике глаз.

9 этап. Заключительный. Оценки за ответы на уроке. Домашнее задание: оформить в рабочей тетради страничку «Гигиена зрения».

Литература:

  1. Жеребцова Е. (автор – составитель) «Готовые экзаменационные ответы. Биология. 9 класс» Санкт- Петербург изд. «Тригон» 2004г.

  2. Козачек Т. В. (автор – составитель) «Биология. 8 класс. Поурочные планы к учебнику» Волгоград изд. «Учитель» 2006г

  3. Лернер Г.И. «Биология. Тема: «Человек» 8-9-класс» Москва изд. «Эксмо» 2007г

  4. Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек. 8 класс» Москва «Дрофа» 2006г

Урок по биологии на тему «Болезни глаз. Гигиена зрения.» (8 класс)

Урок биологии в 8 классе

Тема: Болезни глаз. Гигиена зрения.

Цель: Систематизировать и расширить знания обучающихся о зрительном анализаторе, сформулировать основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику распространённых заболеваний глаз, сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания о зрительном анализаторе;

  • научить обучающихся правилам гигиены зрения;

  • формировать стремление соблюдать меры профилактики глазных заболеваний;

  • продолжить формировать основные биологические понятия

Развивающие:

  • развивать умение логически мыслить: анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

  • оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

  • работать с текстом;

  • слушать и делать краткие записи в тетради.

Воспитательные:

  • воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;

  • чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих;

  • воспитывать чувство ответственности, сопереживания и доброты.

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, компьютер, мультимедийный проектор, видеофильм, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Методы:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

  • По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа.

  • По характеру познавательной деятельности: частично – поисковый.

  • По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный.

Основные понятия: глазные инфекции, конъюнктива, конъюнктивит, близорукость, дальнозоркость, дальтонизм, бельмо, катаракта, диоптрия

Планируемые результаты:

  • Обучающиеся научатся распознавать наиболее распространённые глазные заболевания;

  • Узнают правила гигиены глаз;

  • Овладеют навыками оказания первой помощи при травмах глаз;

  • Закрепят навыки исследовательской работы;

  • Научатся находить, анализировать, применять полученную информацию и делать выводы;

  • Закрепят навыки работы с компьютером и Интернет – ресурсами.

Технологии:

  • Проблемного обучения;

  • Проектно – исследовательской работы

  • Здоровьесберегающие;

  • Личностно – ориентированного обучения;

  • ИКТ.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебного процесса.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление полученных знаний.

  5. Домашнее задание.

  6. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

Ребята, отгадайте загадку: чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (улыбкой) Давайте и мы улыбнёмся друг другу. Посмотрите, как светло и весело стало от ваших улыбок. Как засияли ваши глаза. Поднялось настроение.

А сейчас я предлагаю выполнить два небольших упражнения, чтобы подготовить вас к уроку и чтобы заработали все ваши органы.

Упражнение 1. «Великан». Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть – чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего урока.

Упражнение 2. «Разбуди свои органы». Ушные раковины имеют активные точки, связанные со всеми органами. Разотрём ушные раковины большим и указательным пальцем до ощущения теплоты.

II. Повторение ранее изученного материала.

Фронтальная беседа.

  1. Какую тему мы изучаем? (Анализаторы. Органы чувств.)

  2. Что такое анализатор? (Это система, состоящие из рецепторов, проводящих путей и особой зоны в коре больших полушарий)

  3. Какие части имеет анализатор? (1 звено – периферическое, 2 звено – проводниковое, 3 звено – центрально – обрабатывающее)

  4. Какие анализаторы вы знаете? (Зрительный, слуховой, обоняния, вкуса, осязания, кожно — мышечный)

  5. Какой анализатор мы изучали на предыдущем уроке? (Зрительный)

  6. Назвать и показать части зрительного анализатора. (1 звено — глаз, в котором находятся рецепторы, 2 звено — зрительный нерв, 3 звено — зрительная зона в коре больших полушарий)

Какое строение имеет глаз, нам напомнит…..

Стихотворение

Орган зрения – это глаз

В нём три оболочки

Та, что белая снаружи

Назовём белочной.

Та прозрачна впереди –

Со стеклом сравниться

Эту часть её зовём

Просто роговица.

Слой второй – в нём есть сосуды

Впереди он радужка

В ней отверстие зрачок

И пигменты разные.

За зрачком у нас хрусталик

Он меняет кривизну

И поэтому мы видим

И вблизи, и за версту.

Свет легко в глаз проникает

Всё в округе видно мне

Ведь в глазном есть яблоке

Тело стекловидное.

В глубине лежит сетчатка

Этот слой необходим

Коль рецепторы в порядке

То нормально мы глядим.

А сейчас проведём проверочную работу, с помощью которой узнаем, как вы усвоили и запомнили материал о строении глаза и функциях его частей. (на столах заранее розданы карточки с заданиями)

Слайд 1. Задание 1: Какие части глаза обозначены под цифрами.

D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\глаз\zrenie1-1.gif

.

        

Слайд 2. Задание 2: Установите соответствие между названием части глаза и выполняемой функцией.

Части глаза: Функции:

  1. Сосудистая оболочка А. Защитная

  2. Сетчатка Б. Питание глаза

  3. Хрусталик В. Восприятие света

  4. Склера Г. Проведение информации

  5. Зрительный нерв Д. Преломление света

1

2

3

4

5

III. Изучение нового материала.

Мотивация. Закройте глаза и запишите в тетрадях число. Вы не можете, потому что попали в царство темноты. Как сложно стало ориентироваться.

Вызвать ученика, попросить закрыть глаза, подать в руки игрушку и попросить определить предмет, который он держит в руках. Ученик затрудняется.

А сейчас догадайтесь, о чём у нас на уроке пойдёт разговор, какова тема нашего урока?

Слайд 3. Тема урока: Болезни глаза. Гигиена зрения. (записывается в тетради)

Слайд 4. Цель урока: Сформировать представление о глазных заболеваниях, травмах, их причинах и профилактике; научить обосновывать правила гигиены зрения; продолжить формировать привычку ведения ЗОЖ.

Слайд 5. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова американской писательницы Елены Келлер: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!». Эти слова мог сказать человек, который сам пережил большое горе. Елена Келлер в раннем детстве переболела скарлатиной и лишилась зрения и слуха. Но, не смотря на большие трудности, она получила высшее образование и стала известной писательницей.

Слайд 6. Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации, и прежде всего благодаря органам зрения, не задумываясь о том, как среда, в которой мы находимся, живем, влияет на наши глаза. Сегодня в мире, по данным ВОЗ, 45 млн. слепых и 135 млн. людей с серьёзными дефектами зрения. В России более 12 млн. страдают болезнями глаз, свыше110 тыс. относятся к слепым и слабовидящим.

Слайд 7. 1. Причины заболеваний глаз.

Ребята, назовите причины заболеваний глаз. (об-ся называют причины)

Слайд 8. Причины заболеваний глаз самые разные. Это могут быть экологические факторы, как температура, влажность, ветер, загрязнения окружающей среды.

Слайд 9. Это могут быть условия жизни, в которых мы живём: недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерное использование мобильного телефона, просмотр телевизора.

Слайд 10. Длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы.

Всё эти причины приводят к ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Поэтому вопросы, связанные с сохранением зрения, предупреждением развития глазных болезней, сегодня актуальны как никогда.

Прежде всего, мы ознакомимся с двумя чаще встречающимися заболеваниями глаз: близорукость и дальнозоркость.

Слайд 11. 2. Сообщение ученицы «Близорукость и дальнозоркость». (презентация)

Слайд 12. Близорукость – это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удалённые плохо.

Слайд 13. Близорукость или миопия весьма распространена. Близорукостью страдает каждый третий человек на Земле. В России – 30% людей близоруки, она встречается у каждого шестого школьника. У нас в школе близоруки 8% учеников. Она бывает как врождённая, унаследованная от родителей, так и приобретённая. При попытке рассмотреть удалённые предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза. Кстати, миопия в переводе с греческого – щурящий глаз.

Слайд 14. Это может быть связано с удлинённой формой глазного яблока, увеличением кривизны хрусталика, а чаще всего из — за напряжения глазных мышц при длительной работе вблизи. Рассматриваемый предмет фокусируется не на сетчатке, а перед сетчаткой и оказывается нечётким. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами.

Слайд 15. Состояние зрения, когда лучше видны предметы на удалённом расстоянии, нежели вблизи называется дальнозоркостью.

Слайд 16. У дальнозоркого человека укорочено глазное яблоко или уменьшена кривизна хрусталика, и изображение фокусируется за сетчаткой и становится нечётким. Данный дефект устраняется путём ношения очков с двояковыпуклыми линзами.

Слайд 17. С годами развивается возрастная дальнозоркость – пресбиопия (обычно после 40 лет). Человеку становится сложно различать мелкие предметы, читать. Это происходит из – за того, что хрусталик глаза со временем становится более плотным и менее эластичным. В нашей школе среди детей нет заболевания дальнозоркости, а из 10 учителей 6 имеют возрастную пресбиопию.

Почему взрослые часто вас предупреждают: «Не три глаза грязными руками! Есть носовой платок»? (ответы обучающихся) Чтобы точнее ответить на этот вопрос прочитайте в §50 пункт «Предупреждение глазных инфекций».

Слайд 18. 3. Коньюнктивит.

Побеседуем ещё об одном заболевании глаз – коньюнктивит. Что такое конъюнктива? Какова её роль? Что такое конъюнктивит? Каковы признаки конъюнктивита? Каковы причины конъюнктивита? Больных конъюнктивитом изолируют и лечат специальными каплями.

Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир чёрно – белым. Какова была бы тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной. Цвет – «витамин души», «ласка красоты». Значение цвета для нас огромно, но мы не всегда осознаём это. О нарушении цветовосприятия нам расскажет…..

Слайд 19. Сообщение ученика «Дальтонизм». (презентация)

Впервые дефект зрения, связанный с нарушением цветовосприятия, был описан английским учёным Джоном Дальтоном в 1794 году. Таким недостатком цветового зрения обладал сам учёный, поэтому заболевание стали называть дальтонизмом. Слайд 20. При дальтонизме люди не различают цвета, в основном, красный и зелёный (оба цвета воспринимаются как серый).

Слайд 21. Дефект цветового зрения впервые привлёк к себе внимание общественности в 1875 году, когда в Швеции произошло крушение поезда, повлекшее большие жертвы. Оказалось, что машинист не различал красный цвет. После этого случая проверка на цветовое зрение стала обязательной для водителей всех видов транспорта. Причиной дальтонизма являются изменения в половой X – хромосоме, но могут быть возрастные изменения и травмы глаза. Дальтонизм в 20 раз чаще проявляется у мужчин: им страдают 8% мужчин и только 0,5% женщин. При таком заболевании цветовосприятие корректируют с помощью специальных очков.

Слайд 22. Я предлагаю пройти тест на цветовосприятие.

Заболеваний глаз много и мы не сможем подробно рассмотреть их. А вот коротко в ознакомительном плане ещё о некоторых заболеваниях нам расскажет…..

Сообщение ученицы «Глазные болезни». (презентация)

Слайд 23. Катаракта – помутнение хрусталика, чаще проявляется у лиц старше 55 лет. Причинами могут быть: нарушение обмена веществ, травмы, отравления ядовитыми веществами, радиоактивное облучение. Больному катарактой выписывают специальные очки или заменяют хрусталик на искусственный.

Слайд 24. Бельмо – помутнение роговицы, которая теряет возможность пропускать свет. К этому может привести: ушибы, ранения, ожоги. Лечится бельмо хирургическим путём.

Слад 25. Глаукома – это заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления. Чаще проявляется у людей пожилого возраста. Приводит к снижению зрения и даже слепоте. Лечение может включать использование глазных капель, лазер, микрохирургия.

Слайд 26. Косоглазие – это отклонение одного или обоих глаз от центральной оси. Причинами косоглазия могут быть: травмы, стрессы, заболевания ЦНС, инфекции, испуг, неправильное развитие глазодвигательных мышц. Лечение состоит в подборе очков, лазером, тренировка глазодвигательных мышц, хирургическое лечение.

Слайд 27. На уроках технологии, физики, химии, биологии, на экскурсиях, субботниках, каникулах мы всегда проводим с вами инструктажи по ТБ, предупреждаем: будьте осторожны, не нанесите себе травмы. Но, увы и ах несчастные случаи бывают. Прочитайте в §50 пункт «Травмы глаза». I ряд – Какие травмы глаза бывают и их причины. II ряд – Первая помощь при травмах. (обсуждение)

Слайд 28. IV.Физкультминутка.

Слайд 29. Так как же сохранить зрение? Послушайте советы русского писателя Григория Остера и понравятся ли они вам?

Стихотворение (читает ученик)

Если умным, как «ботаник», захотелось тебе стать,

        То советую, дружище, книжек вовсе не читать!

        У компьютера часами день и ночь сиди, сиди!

        На экране монитора ничего не пропусти!

        А потом бегом, вприпрыжку, к телевизору лети,

        И в экран его холодный, не дыша, смотри, смотри!

        Ну а если все ж за книгой вдруг потянется рука,

        Ты читай ее в потемках! Напрягай свои глаза!

        И тогда уже конкретно скажут все: «Смотрите, ах!

        Этот мальчик, видно, умный, ходит он уже в очках!»

Ну, что? Понравились вам такие советы? А какие бы вы дали советы по сохранению зрения? (мнения учеников)

Я попросила…..поработать с Интернетом и составить памятку по сохранению зрения.

Сообщение ученицы «Правила сохранения зрения» (презентация)

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

  2. Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30-35 см. от глаз.

  3. Книгу при чтении лучше ставить на наклонную подставку.

  4. При письме свет должен падать слева.

  5. Не читай лёжа или в движущемся транспорте.

  6. Если долго читаешь, пишешь, через каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.

  7. Никогда не три глаза грязными руками. Пользуйся чистым носовым платком.

  8. Не смотри долго телевизор.

  9. Работать за компьютером не более 1,5-2 часа в день.

  10. Делай гимнастику для глаз.

  11. Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.

  12. Употреблять в пищу растительные продукты, содержащие витамины А, Е, С.

  13. Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным (зелёного или жёлтого цвета).

V. Выводы по уроку.

Слайд 30. VI. Рефлексия.

  • Было ли тебе интересно на уроке?

  • Весь ли материал урока тебе понятен?

  • Считаешь ли ты данный урок полезным для себя?

  • Выполнил ли ты цель, поставленную в начале урока?

  • Будешь ли ты беречь свои глаза?

Слайд 31. VII. Домашнее задание. 1.§50

2. Заполните таблицу

Заболевание глаз

Причины

Признаки

Меры профилактики

3. Сообщения: «Зачем человеку нужен нос?», «Цвет глаз и

характер» (по желанию)

Слайд 32. VIII. Закрепление изученного материала.

  1. Биологическая задача: Почему по нормам санпина школьная мебель должна быть жёлтого или светло – зелёного цвета? (Жёлтый и зелёный цвета стимулируют зрение и нервную систему, снимают умственное утомление)

  2. Народная мудрость гласит: «В доме, где едят чернику да землянику, врачу делать нечего». (Эти ягоды улучшают зрение. Но для поддержания здоровья глаз полезно включать в свой рацион продукты, богатые витаминами А, Е и С. Люди страдающие заболеваниями глаз, должны знать: все красно – оранжевые овощи и фрукты (морковь, перец, помидоры, апельсины, лимоны, мандарины) способствуют улучшению кровоснабжения глаз)

  3. Послушайте отрывок из сказки «Самое большое богатство» и постарайтесь уловить её главную мысль.

Один юноша всё время жаловался на свою бедность:

— Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет!

Однажды старый каменотёс услышал эти слова юноши и спросил:

— Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством.

— Я владею большим богатством? — удивился юноша, — Где же оно?

— Твои глаза. Что бы ты хотел получить за свои глаза? Много золота?

— Что ты! – в испуге ответил юноша, — Глаза я не отдам ни за какое золото!

— Хорошо, — сказал каменотёс, — Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь большие сокровища.

— Нет! Ни за какие сокровища я не отдам своих рук! – вскричал юноша.

— Теперь ты видишь, что ты очень богат, — сказал старый каменотёс, — Так чего же ты жалуешься?

Самое большое богатство человека – это здоровье, и его нельзя купить ни за какие деньги. Ребята, я вам тоже желаю крепкого здоровья.

Спасибо за урок!

Виды нарушения зрения и их профилактика. Гигиена зрения.

Поступающие в глаз световые лучи, прежде чем они попадут на сетчатку, проходят через несколько преломляющихся сред. К ним относятся роговица, водянистая влага передней и задней камер глаза, хрусталик и стекловидное тело.

Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и обратным.

Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо чтобы лучи от всех его точек попали на заднюю поверхность сетчатки, т.е. были здесь сфокусированы. Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близком расстоянии, кажутся расплывчатыми, они не в фокусе. Если глаз фиксирует близкие предметы, неясно видны отдалённые.

Глаз способен приспосабливаться к чёткому видению предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Приспособление глаза к чёткому видению предметов на различных расстояниях называется аккомодацией. Аккомодация осуществляется путём изменения кривизны хрусталика. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, а при рассматривании отдалённых — плоским.

Преломление лучей в хрусталике — рефракция — обеспечивает фокусирование изображения на сетчатке.

Существует два основных вида аномалии рефракции — дальнозоркость и близорукость

Дальнозоркость (гиперметропия) объясняется короткой продольной осью глаза. Она связана либо с неправильной формой глаза (укороченное глазное яблоко), либо со слабой рефракцией хрусталика. Изображение фокусируется сзади глаза. На сетчатке получается расплывчатое изображение предмета. Дальнозоркий глаз способен усилить свою преломляющую способность за счёт кривизны хрусталика, но аккомодация не в состоянии обеспечить чёткого изображения предмета на сетчатке, необходимы очки с двояковыпуклыми стёклами, которые обеспечат схождение лучей на жёлтом пятне сетчатки.

Близорукость (миопия) объясняется слишком длинной продольной осью глаза. Она связана либо с неправильной формой глаза (удлинённое глазное яблоко), либо слишком длинной рефракцией хрусталика, т.е. избыточной кривизной хрусталика. Схождение лучей в одной точке происходит до сетчатки. Близорукий глаз чётко видит близкие предметы и расплывчато отдалённые. Необходимы очки с двояковогнутыми стёклами, которые обеспечат схождение лучей на жёлтом пятне сетчатки.

Косоглазие: для близоруких характерно прищуривание глаз при рассматривании предметов. Постоянное чрезмерное напряжение мышечного аппарата глаза приводит к тому, что один глаз отклоняется в сторону виска. Возникает косоглазие.

У детей косоглазие появляется на 2-3 году жизни, иногда становится заметным после перенесённой болезни, испуга, удара. Очень важно своевременно выявить косоглазие и показать ребёнка врачу, т.к. оно хорошо излечимо в начальных стадиях.

 

Профилактика нарушения зрения

В период детства преобладающим видом рефракции является дальнозоркость, а частота нормального зрения (эмметропия) и близорукости очень мала. По мере роста и развития детей дальнозоркость снижается, а близорукость возрастает. По сравнению с начальным периодом обучения к окончанию школы близорукость увеличивается в 5 раз. Дефицит света влияет на прогрессирование близорукости (норма 150-300 люксов). Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижаются от начала к окончанию уроков, и это снижение тем резче, чем ниже уровень освещённости.

Люкс — единица освещенности. 1 лк. = освещённости 1-й международной свечи на S = 1 м.

С повышением уровня освещённости у детей и подростков увеличивается острота различения, возрастает скорость чтения.

Низкая освещённость (30 лк) ведёт к падению ясного видения почти на 70%. В результате зрительной умственной работы в условиях слабой освещённости острота зрения снижается после 1-го урока и к 5-му уроку падает на 22%.

Уровень освещённости сказывается на качестве работы: так при освещённости в 400 лк количество безошибочных работ составляло 74 %, при освещённости в 100 лк — 47 %, в 50 лк — 37 %.

Параллельно улучшению зрительных функций в связи с повышением освещённости у нормально слышащих детей обостряется острота слуха.

При любом виде отклонения зрения у детей требуется особое внимание и строгое выполнение в процессе обучения (воспитания) рекомендаций врача-окулиста (ежегодный осмотр).

 

Гигиена зрения

1. Нельзя читать лёжа, в движущемся транспорте.

2. Следить за тем, чтобы дети, которым прописаны очки, пользовались ими.

3. Не тереть глаз грязной рукой, платком, соблюдать стерильность.

4. Следить за правильной посадкой за столом (партой). Расстояние от глаз до рабочей поверхности стола должно быть для детей 20-25 см, подростков — 30-35 см, чтобы свет падал с левой стороны.

5. На занятиях с длительным напряжением мышц глаза переключать зрение на дальние предметы: доску, таблицу.

6. Норма освещённости 150-300 лк.

 

Гигиенические требования к освещению помещений:

1. Окна учебных помещений должны быть обращены на юг, юго-восток или юго-запад.

2. Свет не должен затенять высотные здания, деревья, цветы на окнах, шторы.

3. СК (световой коэффициент) — отношение площади застеклённой поверхности окон к площади пола.

 

S = —————— классы — 1 : 4, спортзал, рекреации — 1 : 5,

вспомогательные помещения — 1 : 8.

 

КЗ (коэффициент заглублённости) — отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты — 1 : 2.

КЕО (коэффициент естественной освещённости) — отношение освещённости помещения к освещённости возле здания — 1, 75 — 2 %

 

осв-ть помещения . 100

КЕО = —————-———————

осв-ть на улице (возле здания)

 

4. Систематически следить за чистотой окон, ламп, равномерным рассеиванием как естественного, так и искусственного.

 

Максимально высоким уровнем естественного освещения считается 2000 люксов.

 

Для солнцезащиты применяют шторы из х/б тканей, поплина, штапельного полотна, репса, льняного полотна.

 




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о