Исследование бинокулярного зрения: Исследование бинокулярного зрения: методы, тесты, отклонения – Бинокулярное зрение: определение, лечение, исследование

Содержание

методы, как проводится цветотест, цены

Бинокулярным зрением называют способность человека формировать объемный и единый зрительный образ. Он образуется благодаря объединению изображений, которые возникают в обоих глазах. Механизм появления четкой картинки обеспечивается фузионным рефлексом. Последний срабатывает в результате поступления сигнала к определенной зоне головного мозга. Неразделимый образ объекта может появиться только в том случае, если изображения максимально схожи. Исследование помогает своевременно выявить сбои в работе глаз.

Картина, фиксируемая одним глазом, помогает оценить форму и параметры объекта. Зрение сразу двумя глазами, которое формирует единый объемный зрительный образ, необходимо для того, чтобы определить взаиморасположение предметов. Стереоскопическое изображение характеризуется более точными очертаниями. Если у пациента сформируется полноценное бинокулярное зрение, то обзор существенно расширится.

Фузионный рефлекс возникает, если изображение складывается в общую стереоскопическую картину. Это возможно, если участки на сетчатке одного глаза соответствуют идентичным сегментам на поверхности другого. В противном случае больной страдает от двоения в глазах. У грудных детей развитие фузионного рефлекса происходит только к тому моменту, когда им исполняется полгода. Полноценное бинокулярное зрение формируется приблизительно к 12 годам.

необходимость исследования бинокулярного зренияСпособность к образованию единой стереоскопической картиной обеспечивается, если:

  • согласована работа мышц, которые отвечают за функциональность органов зрения;
  • движения глаз четко ассоциируются по направлению к предмету, который рассматривается;
  • отсутствуют нарушения в деятельности коры больших полушарий, сетчатки, подкорковых центров, зрительного нерва, зрительного тракта, хиазмы;
  • остроты зрения достаточно для того, чтобы получить четкую картинку перед глазами;
  • хрусталик, стекловидное тело характеризуются достаточной прозрачностью.

Изейконию диагностируют при равной величине образующихся картин. Под понятием «анизометропия» подразумевают разную рефракцию.

Для чего проводится

Проверка бинокулярного зрения – необходимый этап медицинского обследования людей, которые заняты профессиональной деятельностью, требующей высокой концентрации внимания. Диагностическая схема включает в себя определение характера зрения, стереоскопической картины, фории, фузионных резервов и анизейконии.

При наличии патологических изменений результаты клинического исследования становятся основанием для назначения терапии. В крайних случаях проводится хирургическое вмешательство. Существует множество методик восстановления, следуя которым можно добиться полного выздоровления.

Методы обследования

Анализ на бинокулярность начинается с теста, посредством которого определяют наличие (отсутствие) косоглазия. Пациента усаживают на стул, а врач устраивается напротив него. Потом больной на протяжении определенного периода смотрит на ранее указанный предмет. При этом он должен поочередно прикрывать глаза. Доктор в это время внимательно следит за движениями глазных яблок. При их отсутствии диагностируют ортофорию. В противном случае фиксируют косоглазие. Тип определяют, ориентируясь на направленность движения.

цветотест для исследования бинокулярного зрения

Проверку зрения на бинокулярность осуществляют с помощью нескольких способов, среди них:

  1. Метод Соколова. К глазу пациента прикладывают свернутый лист бумаги. На следующем этапе исследуемый должен прикрыть другой конец трубки рукой. Если перед глазами у человека возникает реальная картина, которая видна через отверстие в приложенной ладони, это значит, что пациент здоров.
  2. Четырехточечный цветотест. Этот способ основан на разделении обзора. Диагностический эффект достигается посредством цветных фильтров. При проведении процедуры больному придется надеть специальные цветные очки. Стекла в них имеют красный и зеленый цвет. Если зрение бинокулярное, пациент сможет увидеть объекты с указанными оттенками. Бесцветные объекты становятся красно-зелеными.
  3. Методика Кальфа. Больному дают 2 спицы (или 2 карандаша). Он должен взять их в вытянутые руки (одна спица в горизонтальном положении, другая в вертикальном). Если человеку горизонтальной спицей удастся коснуться конца второй спицы, пациент признается здоровым.
  4. Проба с чтением. Если у человека нет проблем с бинокулярным зрением, он сможет читать, даже если часть букв будет прикрыта карандашом. Последний при проведении теста размещают на уровне носа.

Оценка бинокулярных функций на синоптофоре

Синоптофором называют аппарат, представляющий собой систему. При ее использовании картинка, передаваемая правым и левым глазом, отличается. Этот эффект достигается с помощью перемещений подвижных головок по дуге и вокруг оси. Данная методика офтальмологии особенно важна при косоглазии. Диагностический комплекс содержит в себе три категории тестовых предметов. Каждый глаз может видеть половину только одного рисунка. С помощью данного прибора возможна проверка на определенные функции и нарушения зрительных органов, среди которых:

  1. Совмещение (отсутствие общих деталей) – выявление фории.
  2. Слияние (силуэтные фигурки, имеющие одну общую часть по центру) – представление фузионных резервов и фузии.
  3. Стереопсис (аналогичные изображения, которые смещены горизонтально) – проверка стереозрения.

Сумма делений на шкалах синоптофора предназначена для определения фузионного резерва. Синоптофор помогает исследовать и уточнить:

  • способности к фузии бифовеального характера;
  • наличие (отсутствие) стереотипического эффекта;
  • зону супрессии тотального и регионарного типов;
  • фузионный резерв (для этого используют тесты для слияния).

Сведения, полученные в ходе диагностики, позволяют определить тактику комплексной терапии. Доктор, проанализировав выявленные характеристики, может прогнозировать дальнейшее прогрессирование патологии. Метод клинической проверки зрения на бинокулярность может выбрать только офтальмолог. Ориентировочные показатели позволяют оценить функциональность зрительной функции. Цена процедуры зависит от ее сложности. Провести ее можно в любом медицинском учреждении, оснащенном соответствующей аппаратурой.

методы, как проводится цветотест, цены

Бинокулярным зрением называют способность человека формировать объемный и единый зрительный образ. Он образуется благодаря объединению изображений, которые возникают в обоих глазах. Механизм появления четкой картинки обеспечивается фузионным рефлексом. Последний срабатывает в результате поступления сигнала к определенной зоне головного мозга. Неразделимый образ объекта может появиться только в том случае, если изображения максимально схожи. Исследование помогает своевременно выявить сбои в работе глаз.

Картина, фиксируемая одним глазом, помогает оценить форму и параметры объекта. Зрение сразу двумя глазами, которое формирует единый объемный зрительный образ, необходимо для того, чтобы определить взаиморасположение предметов. Стереоскопическое изображение характеризуется более точными очертаниями. Если у пациента сформируется полноценное бинокулярное зрение, то обзор существенно расширится.

Фузионный рефлекс возникает, если изображение складывается в общую стереоскопическую картину. Это возможно, если участки на сетчатке одного глаза соответствуют идентичным сегментам на поверхности другого. В противном случае больной страдает от двоения в глазах. У грудных детей развитие фузионного рефлекса происходит только к тому моменту, когда им исполняется полгода. Полноценное бинокулярное зрение формируется приблизительно к 12 годам.

необходимость исследования бинокулярного зренияСпособность к образованию единой стереоскопической картиной обеспечивается, если:

  • согласована работа мышц, которые отвечают за функциональность органов зрения;
  • движения глаз четко ассоциируются по направлению к предмету, который рассматривается;
  • отсутствуют нарушения в деятельности коры больших полушарий, сетчатки, подкорковых центров, зрительного нерва, зрительного тракта, хиазмы;
  • остроты зрения достаточно для того, чтобы получить четкую картинку перед глазами;
  • хрусталик, стекловидное тело характеризуются достаточной прозрачностью.

Изейконию диагностируют при равной величине образующихся картин. Под понятием «анизометропия» подразумевают разную рефракцию.

Для чего проводится

Проверка бинокулярного зрения – необходимый этап медицинского обследования людей, которые заняты профессиональной деятельностью, требующей высокой концентрации внимания. Диагностическая схема включает в себя определение характера зрения, стереоскопической картины, фории, фузионных резервов и анизейконии.

При наличии патологических изменений результаты клинического исследования становятся основанием для назначения терапии. В крайних случаях проводится хирургическое вмешательство. Существует множество методик восстановления, следуя которым можно добиться полного выздоровления.

Методы обследования

Анализ на бинокулярность начинается с теста, посредством которого определяют наличие (отсутствие) косоглазия. Пациента усаживают на стул, а врач устраивается напротив него. Потом больной на протяжении определенного периода смотрит на ранее указанный предмет. При этом он должен поочередно прикрывать глаза. Доктор в это время внимательно следит за движениями глазных яблок. При их отсутствии диагностируют ортофорию. В противном случае фиксируют косоглазие. Тип определяют, ориентируясь на направленность движения.

цветотест для исследования бинокулярного зренияПроверку зрения на бинокулярность осуществляют с помощью нескольких способов, среди них:

  1. Метод Соколова. К глазу пациента прикладывают свернутый лист бумаги. На следующем этапе исследуемый должен прикрыть другой конец трубки рукой. Если перед глазами у человека возникает реальная картина, которая видна через отверстие в приложенной ладони, это значит, что пациент здоров.
  2. Четырехточечный цветотест. Этот способ основан на разделении обзора. Диагностический эффект достигается посредством цветных фильтров. При проведении процедуры больному придется надеть специальные цветные очки. Стекла в них имеют красный и зеленый цвет. Если зрение бинокулярное, пациент сможет увидеть объекты с указанными оттенками. Бесцветные объекты становятся красно-зелеными.
  3. Методика Кальфа. Больному дают 2 спицы (или 2 карандаша). Он должен взять их в вытянутые руки (одна спица в горизонтальном положении, другая в вертикальном). Если человеку горизонтальной спицей удастся коснуться конца второй спицы, пациент признается здоровым.
  4. Проба с чтением. Если у человека нет проблем с бинокулярным зрением, он сможет читать, даже если часть букв будет прикрыта карандашом. Последний при проведении теста размещают на уровне носа.

Оценка бинокулярных функций на синоптофоре

Синоптофором называют аппарат, представляющий собой систему. При ее использовании картинка, передаваемая правым и левым глазом, отличается. Этот эффект достигается с помощью перемещений подвижных головок по дуге и вокруг оси. Данная методика офтальмологии особенно важна при косоглазии. Диагностический комплекс содержит в себе три категории тестовых предметов. Каждый глаз может видеть половину только одного рисунка. С помощью данного прибора возможна проверка на определенные функции и нарушения зрительных органов, среди которых:

  1. Совмещение (отсутствие общих деталей) – выявление фории.
  2. Слияние (силуэтные фигурки, имеющие одну общую часть по центру) – представление фузионных резервов и фузии.
  3. Стереопсис (аналогичные изображения, которые смещены горизонтально) – проверка стереозрения.

Сумма делений на шкалах синоптофора предназначена для определения фузионного резерва. Синоптофор помогает исследовать и уточнить:

  • способности к фузии бифовеального характера;
  • наличие (отсутствие) стереотипического эффекта;
  • зону супрессии тотального и регионарного типов;
  • фузионный резерв (для этого используют тесты для слияния).

Сведения, полученные в ходе диагностики, позволяют определить тактику комплексной терапии. Доктор, проанализировав выявленные характеристики, может прогнозировать дальнейшее прогрессирование патологии. Метод клинической проверки зрения на бинокулярность может выбрать только офтальмолог. Ориентировочные показатели позволяют оценить функциональность зрительной функции. Цена процедуры зависит от ее сложности. Провести ее можно в любом медицинском учреждении, оснащенном соответствующей аппаратурой.

методы, как проводится цветотест, цены

Бинокулярным зрением называют способность человека формировать объемный и единый зрительный образ. Он образуется благодаря объединению изображений, которые возникают в обоих глазах. Механизм появления четкой картинки обеспечивается фузионным рефлексом. Последний срабатывает в результате поступления сигнала к определенной зоне головного мозга. Неразделимый образ объекта может появиться только в том случае, если изображения максимально схожи. Исследование помогает своевременно выявить сбои в работе глаз.

Картина, фиксируемая одним глазом, помогает оценить форму и параметры объекта. Зрение сразу двумя глазами, которое формирует единый объемный зрительный образ, необходимо для того, чтобы определить взаиморасположение предметов. Стереоскопическое изображение характеризуется более точными очертаниями. Если у пациента сформируется полноценное бинокулярное зрение, то обзор существенно расширится.

Фузионный рефлекс возникает, если изображение складывается в общую стереоскопическую картину. Это возможно, если участки на сетчатке одного глаза соответствуют идентичным сегментам на поверхности другого. В противном случае больной страдает от двоения в глазах. У грудных детей развитие фузионного рефлекса происходит только к тому моменту, когда им исполняется полгода. Полноценное бинокулярное зрение формируется приблизительно к 12 годам.

необходимость исследования бинокулярного зренияСпособность к образованию единой стереоскопической картиной обеспечивается, если:

  • согласована работа мышц, которые отвечают за функциональность органов зрения;
  • движения глаз четко ассоциируются по направлению к предмету, который рассматривается;
  • отсутствуют нарушения в деятельности коры больших полушарий, сетчатки, подкорковых центров, зрительного нерва, зрительного тракта, хиазмы;
  • остроты зрения достаточно для того, чтобы получить четкую картинку перед глазами;
  • хрусталик, стекловидное тело характеризуются достаточной прозрачностью.

Изейконию диагностируют при равной величине образующихся картин. Под понятием «анизометропия» подразумевают разную рефракцию.

Для чего проводится

Проверка бинокулярного зрения – необходимый этап медицинского обследования людей, которые заняты профессиональной деятельностью, требующей высокой концентрации внимания. Диагностическая схема включает в себя определение характера зрения, стереоскопической картины, фории, фузионных резервов и анизейконии.

При наличии патологических изменений результаты клинического исследования становятся основанием для назначения терапии. В крайних случаях проводится хирургическое вмешательство. Существует множество методик восстановления, следуя которым можно добиться полного выздоровления.

Методы обследования

Анализ на бинокулярность начинается с теста, посредством которого определяют наличие (отсутствие) косоглазия. Пациента усаживают на стул, а врач устраивается напротив него. Потом больной на протяжении определенного периода смотрит на ранее указанный предмет. При этом он должен поочередно прикрывать глаза. Доктор в это время внимательно следит за движениями глазных яблок. При их отсутствии диагностируют ортофорию. В противном случае фиксируют косоглазие. Тип определяют, ориентируясь на направленность движения.

цветотест для исследования бинокулярного зренияПроверку зрения на бинокулярность осуществляют с помощью нескольких способов, среди них:

  1. Метод Соколова. К глазу пациента прикладывают свернутый лист бумаги. На следующем этапе исследуемый должен прикрыть другой конец трубки рукой. Если перед глазами у человека возникает реальная картина, которая видна через отверстие в приложенной ладони, это значит, что пациент здоров.
  2. Четырехточечный цветотест. Этот способ основан на разделении обзора. Диагностический эффект достигается посредством цветных фильтров. При проведении процедуры больному придется надеть специальные цветные очки. Стекла в них имеют красный и зеленый цвет. Если зрение бинокулярное, пациент сможет увидеть объекты с указанными оттенками. Бесцветные объекты становятся красно-зелеными.
  3. Методика Кальфа. Больному дают 2 спицы (или 2 карандаша). Он должен взять их в вытянутые руки (одна спица в горизонтальном положении, другая в вертикальном). Если человеку горизонтальной спицей удастся коснуться конца второй спицы, пациент признается здоровым.
  4. Проба с чтением. Если у человека нет проблем с бинокулярным зрением, он сможет читать, даже если часть букв будет прикрыта карандашом. Последний при проведении теста размещают на уровне носа.

Оценка бинокулярных функций на синоптофоре

Синоптофором называют аппарат, представляющий собой систему. При ее использовании картинка, передаваемая правым и левым глазом, отличается. Этот эффект достигается с помощью перемещений подвижных головок по дуге и вокруг оси. Данная методика офтальмологии особенно важна при косоглазии. Диагностический комплекс содержит в себе три категории тестовых предметов. Каждый глаз может видеть половину только одного рисунка. С помощью данного прибора возможна проверка на определенные функции и нарушения зрительных органов, среди которых:

  1. Совмещение (отсутствие общих деталей) – выявление фории.
  2. Слияние (силуэтные фигурки, имеющие одну общую часть по центру) – представление фузионных резервов и фузии.
  3. Стереопсис (аналогичные изображения, которые смещены горизонтально) – проверка стереозрения.

Сумма делений на шкалах синоптофора предназначена для определения фузионного резерва. Синоптофор помогает исследовать и уточнить:

  • способности к фузии бифовеального характера;
  • наличие (отсутствие) стереотипического эффекта;
  • зону супрессии тотального и регионарного типов;
  • фузионный резерв (для этого используют тесты для слияния).

Сведения, полученные в ходе диагностики, позволяют определить тактику комплексной терапии. Доктор, проанализировав выявленные характеристики, может прогнозировать дальнейшее прогрессирование патологии. Метод клинической проверки зрения на бинокулярность может выбрать только офтальмолог. Ориентировочные показатели позволяют оценить функциональность зрительной функции. Цена процедуры зависит от ее сложности. Провести ее можно в любом медицинском учреждении, оснащенном соответствующей аппаратурой.

методы, как проводится цветотест, цены

Бинокулярным зрением называют способность человека формировать объемный и единый зрительный образ. Он образуется благодаря объединению изображений, которые возникают в обоих глазах. Механизм появления четкой картинки обеспечивается фузионным рефлексом. Последний срабатывает в результате поступления сигнала к определенной зоне головного мозга. Неразделимый образ объекта может появиться только в том случае, если изображения максимально схожи. Исследование помогает своевременно выявить сбои в работе глаз.

Картина, фиксируемая одним глазом, помогает оценить форму и параметры объекта. Зрение сразу двумя глазами, которое формирует единый объемный зрительный образ, необходимо для того, чтобы определить взаиморасположение предметов. Стереоскопическое изображение характеризуется более точными очертаниями. Если у пациента сформируется полноценное бинокулярное зрение, то обзор существенно расширится.

Фузионный рефлекс возникает, если изображение складывается в общую стереоскопическую картину. Это возможно, если участки на сетчатке одного глаза соответствуют идентичным сегментам на поверхности другого. В противном случае больной страдает от двоения в глазах. У грудных детей развитие фузионного рефлекса происходит только к тому моменту, когда им исполняется полгода. Полноценное бинокулярное зрение формируется приблизительно к 12 годам.

необходимость исследования бинокулярного зренияСпособность к образованию единой стереоскопической картиной обеспечивается, если:

  • согласована работа мышц, которые отвечают за функциональность органов зрения;
  • движения глаз четко ассоциируются по направлению к предмету, который рассматривается;
  • отсутствуют нарушения в деятельности коры больших полушарий, сетчатки, подкорковых центров, зрительного нерва, зрительного тракта, хиазмы;
  • остроты зрения достаточно для того, чтобы получить четкую картинку перед глазами;
  • хрусталик, стекловидное тело характеризуются достаточной прозрачностью.

Изейконию диагностируют при равной величине образующихся картин. Под понятием «анизометропия» подразумевают разную рефракцию.

Для чего проводится

Проверка бинокулярного зрения – необходимый этап медицинского обследования людей, которые заняты профессиональной деятельностью, требующей высокой концентрации внимания. Диагностическая схема включает в себя определение характера зрения, стереоскопической картины, фории, фузионных резервов и анизейконии.

При наличии патологических изменений результаты клинического исследования становятся основанием для назначения терапии. В крайних случаях проводится хирургическое вмешательство. Существует множество методик восстановления, следуя которым можно добиться полного выздоровления.

Методы обследования

Анализ на бинокулярность начинается с теста, посредством которого определяют наличие (отсутствие) косоглазия. Пациента усаживают на стул, а врач устраивается напротив него. Потом больной на протяжении определенного периода смотрит на ранее указанный предмет. При этом он должен поочередно прикрывать глаза. Доктор в это время внимательно следит за движениями глазных яблок. При их отсутствии диагностируют ортофорию. В противном случае фиксируют косоглазие. Тип определяют, ориентируясь на направленность движения.

цветотест для исследования бинокулярного зренияПроверку зрения на бинокулярность осуществляют с помощью нескольких способов, среди них:

  1. Метод Соколова. К глазу пациента прикладывают свернутый лист бумаги. На следующем этапе исследуемый должен прикрыть другой конец трубки рукой. Если перед глазами у человека возникает реальная картина, которая видна через отверстие в приложенной ладони, это значит, что пациент здоров.
  2. Четырехточечный цветотест. Этот способ основан на разделении обзора. Диагностический эффект достигается посредством цветных фильтров. При проведении процедуры больному придется надеть специальные цветные очки. Стекла в них имеют красный и зеленый цвет. Если зрение бинокулярное, пациент сможет увидеть объекты с указанными оттенками. Бесцветные объекты становятся красно-зелеными.
  3. Методика Кальфа. Больному дают 2 спицы (или 2 карандаша). Он должен взять их в вытянутые руки (одна спица в горизонтальном положении, другая в вертикальном). Если человеку горизонтальной спицей удастся коснуться конца второй спицы, пациент признается здоровым.
  4. Проба с чтением. Если у человека нет проблем с бинокулярным зрением, он сможет читать, даже если часть букв будет прикрыта карандашом. Последний при проведении теста размещают на уровне носа.

Оценка бинокулярных функций на синоптофоре

Синоптофором называют аппарат, представляющий собой систему. При ее использовании картинка, передаваемая правым и левым глазом, отличается. Этот эффект достигается с помощью перемещений подвижных головок по дуге и вокруг оси. Данная методика офтальмологии особенно важна при косоглазии. Диагностический комплекс содержит в себе три категории тестовых предметов. Каждый глаз может видеть половину только одного рисунка. С помощью данного прибора возможна проверка на определенные функции и нарушения зрительных органов, среди которых:

  1. Совмещение (отсутствие общих деталей) – выявление фории.
  2. Слияние (силуэтные фигурки, имеющие одну общую часть по центру) – представление фузионных резервов и фузии.
  3. Стереопсис (аналогичные изображения, которые смещены горизонтально) – проверка стереозрения.

Сумма делений на шкалах синоптофора предназначена для определения фузионного резерва. Синоптофор помогает исследовать и уточнить:

  • способности к фузии бифовеального характера;
  • наличие (отсутствие) стереотипического эффекта;
  • зону супрессии тотального и регионарного типов;
  • фузионный резерв (для этого используют тесты для слияния).

Сведения, полученные в ходе диагностики, позволяют определить тактику комплексной терапии. Доктор, проанализировав выявленные характеристики, может прогнозировать дальнейшее прогрессирование патологии. Метод клинической проверки зрения на бинокулярность может выбрать только офтальмолог. Ориентировочные показатели позволяют оценить функциональность зрительной функции. Цена процедуры зависит от ее сложности. Провести ее можно в любом медицинском учреждении, оснащенном соответствующей аппаратурой.

Исследование особенностей бинокулярного зрения человека с помощью псевдоскопа

Исследование особенностей бинокулярного зрения человека с помощью псевдоскопа

Попельнюхова Е.С. 1

1АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

Бобуров А.В. 1

1АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Бинокулярное зрение — способность человека (и других хищных млекопитающих) чётко видеть изображение предмета двумя глазами сразу посредством подсознательного соединения в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений, полученных каждым глазом в единый образ. Бинокулярное зрение даёт нам объёмную «картинку», поэтому также его называют стереоскопическим.

В 1852 году английский физик Чарльз Уитстон предложил исследовать особенности человеческого зрения с помощью созданного им прибора – псевдоскопа. Данный прибор создаёт обратную перспективу, что ведёт к смене полей зрения местами.

Рассматриваемая в этой работе тема выходит за рамки школьного курса оптики и изучается в разных учебных предметах: на уроках физики, биологии, факультативах по психологии. Но зачастую не хватает демонстрационного материала. Использование псевдоскопа в школьных занятиях может восполнить этот дефицит.

Постановка проблемы:

С псевдоскопом проведено много экспериментов (например, опыты Б.Н. Компанейского. [Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 403-410]) Но в основном в них участвовали взрослые испытуемые. До сих пор не хватает сведений про меньший возраст и индивидуальные особенности испытуемых (по умолчанию в качестве испытуемых брались взрослые люди; в экспериментах описывались только общие закономерности, без особых подробностей). Это делает актуальным дальнейшие эксперименты с псевдоскопом.

Процессы, которые предстоит изучить входят в сферу различных научных дисциплин: физики (оптика), анатомии (офтальмология), психологии ощущений и восприятия. В то же время тема абсолютно нова для школы, однако является для неё интересной — в первую очередь тем, что наглядно и доступно иллюстрирует очень тесную взаимосвязь наук, её единство.

Кроме эта тема очень важна, так как на более глубоком уровне связана с одним из вариантов создания искусственных органов чувств.

Содержащийся в исследовании материал повышает эрудицию автора и расширяет кругозор аудитории, привлечённой к демонстрации прибора.

Гипотеза исследования:

1. Зрительное восприятие пространственного расположения тел объясняется взаимодействием полей̆ зрения каждого глаза. Если поменять местами поля зрения, то изменится и зрительное восприятие.

2. Существуют возрастные и индивидуальные особенности изменения восприятия пространства при использовании псевдоскопа.

Проблемы исследования:

Хотя программы по физике и биологии предполагают изучение работы зрительного восприятия у человека, для этих тем в школе часто не хватает демонстрационного материала (в т.ч. псевдоскопа), хотя для хорошего понимания этих достаточно сложных тем он крайне желателен.

Описанные в литературе эксперименты с использованием псевдоскопа не отражают возрастных и индивидуальных особенностей испытуемых.

Мой личный учебный и исследовательский интерес к установлению межпредметных связей между интересующими меня областями знаний: физикой, биологией и психологией.

Цель исследования:

Применить псевдоскоп как наглядную модель для изучения межпредметной темы зрительного восприятия человека для исследования возрастных и индивидуальных особенностей восприятия пространства.

Задачи исследования:

1. Изучить строение зрительного аппарата человека и действие бинокулярного зрения при обычных условиях.

2. Изучить строение псевдоскопа, разобраться в его работе.

3. Изучить существующие эксперименты с псевдоскопом.

4. Приобрести псевдоскоп.

5. Провести эксперименты по изучению специфики зрительного восприятия пространственного расположения тел при смене полей зрения у у подростковой аудитории.

6. Выявить возрастные и индивидуальные особенности восприятия пространственного расположения тел при смене полей зрения.

7. Предложить пути использования псевдоскопа как наглядной модели для изучения межпредметной темы зрительного восприятия человека.

Объект исследования: бинокулярное зрение человека. Предмет исследования:особенности зрительного восприятия под воздействием псевдоскопа. Методы исследования:

В исследовании применялись следующие методы:

1. Теоретические

— анализ источников информации по строению зрения человека, строению псевдоскопа, различных источников информации содержащих опыт предыдущих поколений и современные научные разработки.

2. Эмпирические.

— проведение экспериментов с целью исследования особенностей бинокулярного зрения человека под влиянием псевдоскопического изменения восприятия пространства;

— интроспекция;

— ачественный анализ результатов проведённых экспериментов с сопоставлением результатов с источниками литературы.

Основная частьГлава 1. Бинокулярное зрение человека. Строение и работа зрительной системы человека1.1. Глаз

Человеческий глаз обладает совершенным строением и обеспечивает зрение не только в цвете, но также в трёх измерениях и с высочайшей резкостью. Он обладает способностью моментально менять фокус на самые разные расстояния, осуществлять регуляцию объёма поступающего света, различать между собой огромное количество цветов и оттенков, и многое-многое другое. Перед тем как передать информацию в головной мозг наш глаз компрессирует (сжимает) данные.

Рисунок 1. Строение глаза.

Прохождение света

Приближаясь к глазу, световые лучи сталкиваются с роговицей (роговой оболочкой). Её прозрачность позволяет свету проходить сквозь неё во внутреннюю поверхность глаза, а кривизна — преломлять свет и помогать хрусталику фокусировать световые лучи на сетчатке.

После прохождения света сквозь роговицу, он идёт в маленькое отверстие, расположенное в центре радужки глаза. Это и есть наш зрачок. Радужка же представляет собой круглую диафрагму, которая находится перед хрусталиком сразу за роговицей. Размер этого отверстия имеет возможность изменяться, чтобы контролировать количество поступающего в глаз света.

Фокусировка

Далее свет проходит через хрусталик, находящийся за радужкой. Хрусталик является оптическим элементом, имеющим форму выпуклого продолговатого шара, и, проходя сквозь хрусталик, свет преломляется, после чего происходит его фокусировка на ямке сетчатки (см. рисунок) – самом чувствительном месте, содержащем максимальное количество фоторецепторов.

Рисунок 2. Путь света при прохождении через структуры глаза.

Значение «фотоплёнки»

Результатом фокусировки становится сосредоточение изображения на сетчатке, представляющей собой многослойную ткань, чувствительную к свету, покрывающую заднюю часть глазного яблока. В сетчатке содержится примерно 137.000.000 фоторецепторов (для сравнения можно привести современные цифровые фотоаппараты, в которых подобных сенсорных элементов не более 10.000.000). Такое громадное количество фоторецепторов обусловлено тем, что расположены они крайне плотно – примерно 400 000 на 1 мм².

Рисунок 3. Строение сетчатки в разрезе.

Всего сетчатку составляют 10 слоёв фоторецепторных клеток, 6 слоёв из которых являются слоями светочувствительных клеток. Два вида фоторецепторов имеют особую форму, по причине чего их называют колбочками и палочками. Палочки крайне восприимчивы к свету и обеспечивают глазу чёрно-белое восприятие и ночное зрение. Колбочки, в свою очередь, не так восприимчивы к свету, но способны различать цвета – оптимальная работа колбочек отмечается в дневное время суток.

Благодаря работе фоторецепторов световые лучи трансформируются в комплексы электрических импульсов и посылаются в мозг на невероятно большой скорости, а сами эти импульсы за доли секунд преодолевают свыше миллиона нервных волокон.

Связь фоторецепторных клеток в сетчатке очень сложна: колбочки и палочки никак напрямую с мозгом не связаны. Получив сигнал, они переадресовывают его биполярным клеткам, а те перенаправляют уже обработанные собою сигналы ганглиозным клеткам, более миллиона аксонов (нейритов, по которым передаются нервные импульсы) которых составляют единый зрительный нерв, по которому данные и поступают в мозг.

Рисунок 4. Расположение зрительного нерва.

Два слоя промежуточных нейронов, до того, как зрительные данные будут отправлены в мозг, способствуют параллельной обработке этой информации шестью уровнями восприятия, находящимися в сетчатке глаза. Необходимо это для того чтобы изображения распознавались как можно быстрее.

1.2 Мозг

После того как обработанная зрительная информация поступает в мозг он начинает её сортировку, обработку и анализ, а также формирует цельное изображение из отдельных данных.

При помощи двух глаз формируются две «картинки» мира, который окружает человека – по одной на каждую сетчатку. Как же получается одна цельная картинка?

Точка сетчатки одного глаза точно соответствует точке сетчатки другого, а это говорит о том, что оба изображения, попадая в мозг, могут накладываться друг на друга и сочетаться вместе для получения единого изображения. Информация, полученная фоторецепторами каждого из глаз, сходится в зрительной коре головного мозга, где и появляется единое изображение.

По причине того, что у двух глаз может быть разная проекция, могут наблюдаться и некоторые несоответствия, однако мозг сопоставляет и соединяет изображения таким образом, что человек никаких несоответствий не ощущает. Мало того – эти несоответствия могут быть использованы с целью получения чувства пространственной глубины.

Как известно, из-за преломления света зрительные образы, поступающие в мозг, изначально являются очень маленькими и перевёрнутыми, однако «на выходе» мы получаем то изображение, которое привыкли видеть. [1]

Рисунок 5. Как изображение предмета проходит через глаз.

1.3. Прибор «Псевдоскоп»

Псевдоскоп (Pseudoscope, греч., от рseudos – ложный, и skopein – смотреть) – оптический прибор, изобретённый в 1852 году английским физиком Витстоном (Wheatstone), создающий обратную перспективу. Это означает, что ближние точки пространства переходят в дальние, а дальние в ближние. Рельеф «выворачивается наизнанку» — выпуклое кажется вогнутым и наоборот. Псевдоскоп используют в психологических опытах по зрительному восприятию для изучения оптической иллюзии восприятия глубины.

Псевдоскопический эффект был обнаружен задолго до Витстона в бинокулярных оптических устройствах, где наблюдалось переворачивание изображения в результате отражения, и считалось побочным нежелательным дефектом (например, в первом бинокулярном микроскмикроскопе). Витстон же сконструировал специальное устройство для наблюдения псевдоскопического эффекта.

Призмой Дове называют треугольную или трапецевидную прямую призму, у которой углы при основании равны 45 градусам. Такая призма переворачивает изображение — верх становится низом, низ – верхом. При этом сохраняется первоначальное направление лучей.

Рисунок 6. Смена полей зрения правого (1) и левого (2) глаза при прохождении через призму Дове.

Рисунок 7. Призма Дове.

Рисунок 8. Схематическое изображение смены полей зрения с помощью призм Дове.

В псевдоскопе каждый глаз смотрит через призму Дове так, что право и лево меняются местами (см. рисунок). Это и даёт эффект обратной перспективы.

В своём исследовании я использовала призматический, уже готовый псевдоскоп. Также существует зеркальный псевдоскоп, который можно собрать и самому, но оказалось, что предложенные в литературе схемы [2] требуют серьёзной отладки и сложной корректировке. Собранный нами псевдоскоп не обладал полным набором требуемых качеств.

Глава 2. Экспериментальная часть2.1. Испытуемые

В качестве испытуемых были взяты 4 девочки и 4 мальчика в возрасте 15-17 лет. У пяти испытуемых 100% зрение. У оставшихся трёх близорукость не более -3. Лишь один человек не знал ничего о псевдоскопе, остальные были предварительно ознакомлены с информацией о приборе.

Выбор испытуемых, в числе прочего, был обусловлен одной из зада исследования – проведение классических экспериментов, описанных в литературе [3] на другой возрастной группе.

2.2. Методика исследования

Методика исследования, применяемая в данной работе, подробно описана в 7 томе «Общей психологии» под ред. Б. С. Братуся [3].

Эксперименты 1 и 2. Проверка

Описание экспериментов:

1) Описание эксперимента: Встать перед испытуемым в псевдоскопе. Спросить с какой стороны видно экспериментатора. Затем спросить откуда слышен его голос.

Результаты эксперимента по Б.Н. Компанейскому: Испытуемым должны быть указаны противоположные стороны. Это связано со сменой полей зрения местами.

2) Описание эксперимента: Встать напротив испытуемого и попросить пожать экспериментатору руку. Результаты эксперимента по Б.Н. Компанейскому: Испытуемым подается левая рука, повернутая ладонью «во вне».

Эксперимент 3. С фарфоровой миской

Описание эксперимента: Перед испытуемым ставится фарфоровая миска, наполненная подкрашенной жидкостью.

Результаты эксперимента по Б.Н. Компанейскому: «Гипотетически, при псевдоскопическом изменении воспринимаемой формы миски, жидкость должна оказаться расположенной поверх ее вывернутой наружу поверхности. Тем не менее, испытуемый не видел должной картинки. Поскольку жидкость не могла просто «лежать» на такой рельефности, она воспринималась как желе, способное удержаться на выпуклой поверхности.»

Фотография 1.

Эксперимент 4. С бумажным жгутом.

Описание эксперимента: На кисть испытуемого наматывается жгут, сделанный из тонкой бумаги.

Результаты эксперимента по Б.Н. Компанейскому: Опыты с бумажными жгутами показывают, насколько сильно может меняться предметное содержание образа, имеющее одну и ту же сенсорную основу. На руку испытуемого были наложены жгут, скрученные из тонкой бумаги. Внимательно рассматривая жгут, испытуемый начинал видеть в обратном рельефе, т.е. как вогнутый желоб. Вслед за этим появлялось впечатление, что жгут постепенно вдавливается в руку и проникает под кожу. Если жгут опоясывал руку выше кисти несколькими витками, то поверхность руки между витками жгута также начинала восприниматься как желоб. «При этом кожа между двумя кольцами жгута казалась сплошным пузырем, поднимающимся над желобами жгутов. Сознание трансформирует висящие в пространстве над желобами полоски кожи в пузыревидные вздутия, опускающиеся вниз, так как весь опыт предшествующей жизни противоречит осознанию такой формы, которая представляла бы собою висящие в воздухе полоски кожи над помещенными в глубине желобами».

Фотография 2.

Эксперимент 5. С лицом

Описание эксперимента: Положить тонкий бумажный жгут на лицо человека с закрытыми глазами.

Результаты эксперимента по Б.Н. Компанейскому: «Так же необычно, т.е. в виде бесформенных вздутий, воспринимается лицо человека с закрытыми глазами, на которое положен бумажный жгут. Однако, как только человек открывает глаза, они никогда не воспринимаются в обратном рельефе (т.е. не выпуклые, а вогнутые), а с ними нормальным воспринимается и само лицо».

Фотография 3.

2.3. Результаты экспериментов

На каждого испытуемого суммарно выделялось 15-20 минут. Вначале они заполняли бланки, где указывались фамилия, имя, пол, возраст, зрение, предвзятость и в конце оставалось место для личных впечатлений.

С испытуемыми:

Все до единого испытуемые в первые минуты испытывали дезориентацию в пространстве. Глубинный эффект в среднем наступал на 5-6 минуте в псевдоскопе, хотя это было очень сложно отследить со стороны. Первый и второй эксперименты прошли все. Результаты третьего эксперимента разнятся: два мальчика видели жидкость с изменённым цветом, у одного мальчика цвет менялся, пока не стал «градиентным». У двух ребят результаты эксперимента совпали с опытами Б.Н.Компанейского. Они видели вывернутую миску с «резиновой или желеобразной» массой сверху. Одна девочка эксперимента не выдержала и на 6 минуте попросила снять псевдоскоп из-за плохого самочувствия. Впоследствии выяснилось, что у неё слабый вестибулярный аппарат и её тошнило ещё в течение получаса после снятия прибора. Эксперименты 4 и 5 не проводились из-за нехватки времени. К работе приложены бланки, в которых содержатся личные впечатления испытуемых.

Интроспекция:

Мои результаты полностью совпали с экспериментами Б.Н. Компанейского и в целом схожи с ощущениями остальных испытуемых. Но в отличие от ребят на мне были проведены опыты с бумажным жгутом.

Псевдоскоп — прибор, меняющий местами не только поля зрения, но и подвергающий сознание серьёзным испытаниям. На мой взгляд, самое главное заключается в том, что для более глубокого изменения зрительного восприятия нужно дать мозгу время «включиться, принять правила игры», именно тогда появляется эффект «выпуклое-вогнутое» на фоне появляющегося сразу эффекта «смена правой стороны на левую и наоборот». Моё время включения это эффекта сейчас составляет от 15 до 20 минут.

К тому же мозг удивительным образом адаптируется к изменениям. Например, когда я попробовала читать, буквы в словах выглядели зеркальными и строчки начинались справа налево, однако, продолжая карабкаться сквозь текст, некоторое время спустя я обнаружила, что хотя положение букв осталось неизменным, я спокойно читаю данный текст. Аналогично и при первом надевании псевдоскопа: сначала ты, беспорядочно ходишь, абсолютно не ощущая пространство и расстояния между предметами, натыкаясь на всё вокруг, а после уже спокойно прогуливаешься в полной координации движений, лишь пугая близких инопланетным видом псевдоскопа (они, кстати, тоже быстро привыкают).

Смотреть фильмы было не интересно из-за перцептивного научения, в отличие от прогулок на улице (обязательно! с кем-то из сопровождающих-поводырей). Так же очень интересно было попробовать привычную еду в псевдоскопе. Она ощущалась по-другому.

Если на линзах псевдоскопа обнаруживались какие-либо загрязнения (жирные отпечатки, пыль и т.п.), то мозг сразу же понимал, что его хотят обмануть и не давал должной реакции.

Смена полей зрения местами кардинально меняет восприятие, что приводит к невероятным ощущениям, никогда не испытываемым ранее. Так же это отличная тренировка для мышления, вестибулярного аппарата и зрительной системы.

После снятия прибора (по прошествии 2-3 минут) ощущается удивительная чёткость восприятия, чувство объёма.

Выводы: пол и возраст никак не влияют на зрительное восприятие. Если бы выборка была больше, то усреднённые результаты были бы такими же, как и у взрослых.

Цель достигнута, задачи выполнены. Первая гипотеза подтвердилась, вторая оказалась неверной.

2.4. Обсуждение результатов исследования

Два важных пункта, без которых многое остаётся неясным.

Перцептивное научение. Влияние прошлого опыта на настоящее восприятие. Мы не можем увидеть лицо человека вогнутым, потому что весь предыдущий наш опыт противоречит этому. Как только мозг узнаёт глаза, он автоматически «выворачивает» картинку в известное нам русло. Так что каким бы ни наблюдался предмет в псевдоскоп – выпуклым или вогнутым, дальше расположенным или ближе – при внезапном его узнавании человеком, он сразу воспринимается нормальным. [4]

Предметное восприятие окружающей действительности — это непосредственное отражение в сознании человека окружающих объектов в их ограниченной контурами конкретной материальной форме. Оно стало важнейшим фактором выживания человека в процессе развития. [5]

Список использованной литературы

1.По материалам с сайта: https://4brain.ru/zrenie/kak-ustroeno.php

2.По материалам с сайтов: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Псевдоскопhttp://fiziks.org.ua/psevdoskop/

3.Из книги: «Общая психология : в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. Г962 заведений / под ред. Б. С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.-416с. 15ВЫ 978-5-7695-3361-7» Том 2, стр. 300-307.

4. По материалам с сайта: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2792/НАУЧЕНИЕ

5. По материалам с сайта: https://studopedia.su/20_27737_predmetnoe-i-tsennostnoe-vospriyatie-mira.html

Рисунок 1: https://4brain.ru/zrenie/images/1/1.jpg

Рисунок 2: https://4brain.ru/zrenie/images/1/2.jpg

Рисунок 3: https://4brain.ru/zrenie/images/1/3.jpg

Рисунок 4: https://4brain.ru/zrenie/images/1/4.jpg

Рисунок 5: http://tvoelechenie.ru/wp-content/uploads/2013/12/hgfghdgh.png

Рисунок 6: http://fiziks.org.ua/wp-content/uploads/2009/02/prizm1.jpg

Рисунок 7: http://fiziks.org.ua/wp-content/uploads/2009/03/det04h.gif

Рисунок 8: http://fiziks.org.ua/wp-content/uploads/2009/02/prizm2.jpg

Фотографии 1-3 являются частной собственностью автора.

Просмотров работы: 111

Исследование бинокулярного зрения. Определение анизейконии

Исследование анизейконии раньше проводили с помощью специальных приборов—эйконометров. В настоящее время этот метод практически не применяется. О наличии анизейконии судят по жалобам больного или коррекции зрения очками, содержащими разные по силе линзы. Содержание этих жалоб бывает следующим: общий дискомфорт при зрении в очках, искажение оценки расстояния до предметов, искажение их формы, наконец» двоение предметов.

В этих случаях эмпирически уменьшают силу линзы на глазу с большей аметропией до тех пор, пока не восстановится зрительный комфорт.
Исследование стереоскопического зрения. Стереопсис — высшая функция бинокулярного зрения. Она позволяет определять относительное удаление предметов от наблюдателя.

Для исследования стереозрения используют проекторы знаков с поляроидным разделением полей зрения или специальные приборы — стереоскопы.

В проекторах с разделением полей диапозитивы покрыты поляроидной пленкой, причем часть картинки покрыта пленкой одной ориентации, а часть — другой. Обследуемый наблюдает изображение на экране через поляроидные очки.

Качественный тест для исследования стереозрения.
86. Качественный тест для исследования стереозрения.

Благодаря этому часть изображения видна одному глазу, часть другому, часть же — обоим глазам одновременно.

Детали картинки, показываемые разным глазам, одинаковы по форме, но изображение для одного глаза несколько смещено в сторону относительно изображения для другого глаза. Таким образом, они попадают на диспаратные участки сетчатки двух глаз. Обследуемый видит эти детали на разном удалении — одни ближе, а другие дальше общего объекта фиксации.

Тест позволяет лишь судить о наличии стереозрения. Для измерения его остроты нужны тесты с несколькими объектами, которые имеют разную диспарацию. Такое исследование обычно проводят с помощью линзового стереоскопа.

Остроту (порог) стереозрения, как уже говорилось, измеряют в угловых секундах. Это минимальная величина диспарации, при которой может быть определено положение одного объекта относительно другого, например «выстояние вперед» одного из кружков в ряду пяти одинаковых.

Количественный тест для исследования стереозрения.
87. Количественный тест для исследования стереозрения.

Острота стереозрения тем выше, чем ниже его порог. В норме он равен 20—40″, хотя, по последним данным стереопорог может достигать 10″ и менее.

Ю.З. Розенблюм

Опубликовал Константин Моканов

Методы исследования зрительных функций:остроты зрения, поля зрения, светоощущения, движения глаз, бинокулярного зрения, угла косоглазия.

 

А) Исследование остроты зрения

Определение остроты зрения — численное выражение способности глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на определенном расстоянии.

Условно принято считать, что глаз с нормальной остротой зрения способен увидеть раздельно две далёкие точки, если угловое расстояние между ними равно одной угловой минуте (1/60 градуса). При расстоянии 5 метров это соответствует 1,45 миллиметра.

Острота зрения измеряется в относительных единицах, определяемых выбранным инструментом (в случае рутинной процедуры это таблица). Используемое при этом обозначение определяется сложившейся в стране традицией.

В странах СНГ — долями единицы: 1,0 — нормальное зрение, 0,9; 0,8, и т. д. до 0,1 — определяется количеством строк начиная с верхней, которые видит человек по таблице Сивцева или Головина с расстояния 5 метров. Исследования проводят для каждого глаза отдельно: сначала определяют остроту зрения одного, затем другого глаза.

Метод исследования остроты зрения называется визометрией. При её проведении требуется распознать объекты, называемые оптотипами. Они построены по общим принципам: соотношение ширины всего объекта к элементу, из которого он построен (ножке) равно 5:1. Чаще всего используются таблицы: Сивцева-Головина (буквы русского алфавита), которая наиболее распространена у нас, Ландольта (полукольца), Снеллена (буквы английского алфавита), таблицы для определения остроты зрения вблизи.

Б) Поля зрения

Периметрия – это метод исследования границ полей зрения с их проекцией на сферическую поверхность. Поле зрения – это часть пространства, которое видит глаз при определённой фиксации взгляда и неподвижной голове. Если зафиксировать глазами какой-нибудь предмет, то кроме чёткого различения этого предмета видны и другие предметы, расположенные на различном расстоянии от него и попадающие в поле зрения человека. Таким образом, глазу присуще периферическое зрение, которое менее чёткое, чем центральное.

Периметрия может быть кинетической и статической. При кинетической периметрии используется движущийся объект, при этом отмечается момент его возникновения и исчезновения, а при статической варьирует освещённость объекта в одной и той же позиции.

В) Светоощущения

Способность глаза к восприятию света различной яркости называется светоощущением. Это наиболее древняя функция зрительного анализатора. Осуществляется она палочковым аппаратом сетчатки и обеспечивает сумеречное и ночное зрение. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолютной световой чувствительности, характеризующейся порогом восприятия света, и различительной световой чувствительности, которая позволяет отличать предметы окружающего фона на основе неодинаковой яркости.

Простым методом исследования световой чувствительности является проба Кравкова, основанная на феномене Пуркинье, который заключается в том, что в условиях пониженной освещенности происходит перемещение максимума яркости цветов от красной части спектра к сине-фиолетовой. Днем красный мак и синий василек кажутся одинаково яркими, а в сумерках мак становится почти черным, а василек воспринимается как светло-серое пятно.
Для проведения пробы Кравкова — Пуркинье на углы квадрата размером 20 х 20 см, сделанного из черного картона, наклеивают 4 квадратика размером 3 х 3 см из голубой, желтой, красной и зеленой бумаги. В затемненной комнате эти цветные квадратики показывают пациенту на расстоянии 40—50 см от его глаза. В норме через 30—40 с обследуемый различает желтый, а затем голубой квадраты. При нарушении светоощу-щения вместо желтого квадрата пациент видит светлое пятно, а голубой квадрат вообще не выявляет.
Более точное определение светочувствительности производят на регистрирующем полуавтоматическом адаптометре. Исследование выполняют в темноте, длительность его 50—60 мин. Сначала обследуемый максимально адаптируется к свету. В течение 10 мин он смотрит на освещенный экран, а затем погружается в полную темноту. Пациенту предъявляется слабо освещенный тест, яркость которого постепенно увеличивается. Когда обследуемый различит тест, он нажимает на кнопку. На бланке регистрирующего устройства ставится точка. Яркость теста изменяют сначала через 2—3 мин, а затем с интервалом 5 мин. По прошествии 60 мин исследование заканчивают. Соединив точки на регистрационном бланке, исследователь получает кривую световой чувствительности обследуемого.
Наиболее частыми расстройствами сумеречного зрения считаются симптоматическая и функциональная гемералопия (от греч. hemera — днем, aloos — слепой, ops — глаз). В народе это состояние получило название «куриная слепота» по образу и подобию зрения дневных птиц, не видящих в темноте.
Г) Движение глазных яблок
Для исследования движения глаз больного просят обоими глазами следить за небольшим предметом (например, ручкой-фонариком), перемещаемым в основных направлениях взгляда. В норме движение осуществляется плавно, симметрично, в полном объеме и по всем направлениям, нистагм не наблюдается. Саккады (быстрые фиксирующие движения глаз) возникают, когда взгляд больного переводится с одного неподвижного предмета на другой. Глаза при этом должны перемещаться быстро и точно, одним движением.
Д) Бинокулярного зрения
Исследование бинокулярного зрения производится с помощью специальных приборов (четырехточечный цветотест, синоптофор) и безаппаратными методами.
В основе работы приборных средств тестирования находится принцип разделения полей зрения каждого из глаз, осуществляемого с помощью цветовых светофильтров или поляроидных устройств. Четырехточечный цветотест (тест Уорса в модификации Фридмана — Белостоцкого), несмотря на его простоту, обладает хорошими диагностическими возможностями. Тест используется для оценки характера зрения (бинокулярное, монокулярное или одновременное) при двух открытых глазах.
В процессе тестирования перед одним глазом пациента помещают красный светофильтр, а перед другим — зеленый и предлагают смотреть на экран прибора с четырьмя светящимися кружками, один из которых красный, два зеленых и один белый. При наличии бинокулярного зрения пациент увидит 4 кружка, причем белый кружок приобретает цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом (лучше видящим глазом). При одновременном зрении будут видны 5 кружков, при монокулярном — либо 2, либо 3 кружка.
Существуют безаппаратные методы определения бинокулярного зрения.

Проба с установочным движением. Пациент фиксирует глазами близко расположенный предмет, например карандаш. Затем один глаз заслоняют ладонью. В большинство случаев этот глаз отклоняется кнаружи. Если открыть выключенный глаз, то для осуществления бинокулярного зрения он делает установочное движение в обратную сторону.

Способ Соколова («дыра» в ладони). Из листа бумаги свертывают трубку диаметром около 3 см и помещают ее перед одним глазом. Перед вторым глазом, рядом с дистальным концом трубки, ставят ладонь. При бинокулярном зрении изображения сливаются и пациент видит «отверстие» в ладони.

Проба чтение «карандашом». В нескольких сантиметрах перед носом читающего помещают карандаш в вертикальном положении. Читать, не поворачивая головы, можно только при бинокулярном зрении, так как буквы, закрытые для одного глаза, видны другим и наоборот.

Проба с призмой для детей младшего возраста. При наличии способности к бинокулярному зрению приставление к одному из глаз призмы вызывает установочное движение этого глаза, переводящее изображение на центральную ямку сетчатки и устраняющее двоение. Пробы с призмой проводят следующим образом. Ребенку показывают какой-либо предмет, привлекающий внимание. Перед одним глазом помещают и быстро убирают призму в 10-12 призменных диоптрий. Затем устанавливают и убирают призму перед другим глазом. При наличии бинокулярной фиксации оба глаза после устранения призмы совершают установочное движение. При отсутствии бинокулярного зрения установочное движение либо не возникает, либо совершается только одним ведущим глазом.

Патология глазодвигательного аппарата может проявляться в виде косоглазия, нарушения движения, нистагма.

Е) Угла косоглазия

Отклонение глаза измеряется в градусах. Определение угла косоглазия осуществляется различными методами, из которых самым простым является метод Гиршберга.

Измерение угла косоглазия по Гиршбергу: пациент фиксирует взгляд на отверстии зеркала офтальмоскопа, а врач отмечает, как на косящем глазе отражается свет от офтальмоскопа. На некосящем глазе свет отражается посередине зрачка. Отражение пучка света на косящем глазе на краю зрачка свидетельствует об угле косоглазия в 15 градусов. При косоглазии в 25-30 градусов пучок отражённого света падает посередине радужки. Первичный угол отклонения – угол отклонения косящего глаза, вторичный угол отклонения – угол отклонения здорового глаза.

Результаты измерения угла косоглазия влияют на дальнейшее лечение:

· Угол больше 15 градусов является показанием к хирургическому вмешательству.

· Угол меньше 10 градусов является показанием к аппаратной коррекции.

Методика Гришберга проста, но недостаточно точна. Более точные результаты можно получить на периметре или на синоптофоре.

Измерение угла косоглазия на периметре: пациент фиксирует взгляд на свече, закрепленной в горизонтальной дуге периметра, а врач отмечает, на какой отметке дуги периметра расположить вторую свечу, чтобы она симметрично отражалась во втором зрачке. Это исследование проводится в затемненном помещении, а пациент усаживается за периметром с фиксированным в специальной подставке подбородке.

Определение угла косоглазия на синоптофоре: в кассеты устанавливаются объекты для совмещения (например, квадрат и кружок), оптические головки перемещаются, пока световые пучки не совпадут со зрачками глаз больного. Попеременным выключением объектов, и перемещением оптических головок добиваются остановки установочных движений глаз. Угол косоглазия отображается на шкале.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о